Материал раздела Основной

Благая цель тормозит: почему субсидии мешают промышленности развиваться

Механизм межтерриториального перекрестного субсидирования за 25 лет своего существования стал дополнительной нагрузкой на бизнес, местами — чрезмерной. Алекс де Валухофф, генеральный директор Aggreko Eurasia, рассуждает, как можно решить проблему

Сегодня изолированные территории России и весь Дальневосточный федеральный округ получают поддержку за счет предприятий европейской части России, Урала и Сибири. Так работает механизм перекрестного субсидирования — льготных тарифов населению и стратегическим предприятиям в отдаленных регионах.

В итоге для бизнеса в ценовых зонах ОРЭМ (оптовый рынок электрической энергии и мощности, — РБК Pro) стоимость электроэнергии растет быстрее, чем для физических лиц (в этом случае она обычно не превышает инфляцию).

Об этом уже не первый год говорят промышленники, недовольные неоправданно высокими тарифами и темпами их роста. Например, не так давно уральские предприниматели писали открытое письмо президенту, в котором жаловались на очередное резкое повышение цен.

Перекрестное субсидирование задумывалось как система защиты потребителей: в начале 1990-х годов государство переложило оплату части тарифа на предприятия. Это позволяло сдерживать рост цен на электроэнергию для населения. Сейчас эта изначально благая цель тормозит развитие не только предприятий, но и российской энергетики. Павел Завальный, глава отраслевого комитета Госдумы, сравнил этот механизм с пудовой гирей на ногах, которая «не дает отрасли не то что взлететь, а просто нормально двигаться вперед». В 2017 году, по оценкам Минэнерго, реальная величина перекрестного субсидирования в электроэнергетике составляла 368 млрд руб. В 2022-м эта цифра может вырасти до 417 млрд руб.

Как (не) работает механизм

Сегодня в России работает сразу несколько видов этого механизма: