Ким Фурнэ — РБК: «Люди не хотят переплачивать банкам»
Кто такой Ким Фурнэ
Сооснователь и CEO датского Saxo Bank. В 1992 году Фурнэ вместе с Ларсом Кристенсеном открыл брокерскую компанию всего с одним телефоном (стартовый капитал был более чем скромным — $80 тыс.), а в 1998 году запустил одну из первых в мире интернет-бирж по обмену валюты. Сейчас банк входит в число крупнейших датских компаний: он работает в 180 странах, ежедневно через его счета проходят транзакции в среднем на $12 млрд. В 2013 году Saxo Bank одним из первых открыл для партнеров — финансовых учреждений — инструменты разработки, позволив создавать на базе своей платформы собственные приложения (такая форма сотрудничества называется «открытым банкингом»).
«Развивающимся странам финтех даст больше, чем развитым»
— Ваш банк стал первопроходцем финтеха еще в ту эпоху, когда самого термина «финтех» не существовало. Как вы поняли, что будущее банковских услуг — в интернете?
— Суть модели, по которой работает Saxo Bank, всегда заключалась в том, что мы упрощали доступ к финансам для множества людей. Я придерживаюсь принципа: решение должно быть таким, чтобы им захотела пользоваться моя мать. Когда мы начинали бизнес, торговать на бирже могли в основном профессиональные трейдеры, а у обычного человека вряд ли получилось бы извлечь из этого пользу. Например, если он хотел заработать на меняющейся разнице в цене валют, он сперва должен был посмотреть курс, затем позвонить брокеру. Пока он все это делал, ситуация на бирже могла поменяться. Мы одними из первых в мире предложили интернет-платформу, где можно было делать все это сразу, не отходя от компьютера. Благодаря этому мы дали доступ к бирже множеству людей, которые раньше не занималась торговлей.
— Одна из надежд, которую связывают с финтехом, как раз в том, что он сможет демократизировать доступ к финансовым услугам, и даже в развивающихся странах. Это так?
— Я бы сказал, что развивающимся странам финтех даст в каком-то смысле больше, чем развитым. В целом от появления новых технологий в первую очередь выигрывают отстающие государства. Мой любимый пример — Индия: еще 10−15 лет назад в стране была крохотная телефонная сеть, и даже в крупных городах большинство семей не могли надеяться, что им поставят телефон, — тянуть провода было слишком дорого. Однако потом в Индию пришла мобильная связь, и теперь даже у беднейших граждан есть доступ к 3G. То же самое произойдет и с финтехом. У граждан развивающихся стран такой же спрос на финансовые услуги, что и в передовых государствах, а вот банковская система там не развита: нет решений, которые позволяли бы дешево и надежно проводить порой даже самые простые операции. В итоге эти страны активнее других переходят к новым технологиям. Например, в Кении объем мобильных платежей едва ли не самый высокий в мире.
Кроме того, во многих из этих стран люди боятся нестабильности: «Что станет с экономикой завтра? Не закроются ли банки, не рухнет ли национальная валюта?» Но если ты можешь хранить свои деньги в любой валюте на счету в международном онлайн-банке, который не зависит от смены режима в твоей стране и ее проблем с экономикой, тогда твои деньги надежно застрахованы. А вот локальным банкам в таких странах придется непросто: если раньше люди пользовались их услугами просто потому, что у них не было выбора, то теперь эти банки будут поставлены в условия жесткого соперничества с самыми передовыми финтех-сервисами со всего мира. Хорошая новость для потребителей тут в том, что цены на финансовые услуги будут неизбежно снижаться, а качество расти в силу конкуренции.