РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Тимофей Щербаков

Просто спросите эксперта: как закон регулирует бизнес в интернете

Право Статьи РБК
Тимофей Щербаков, заместитель генерального директора РБК по юридическим вопросам, отвечает на вопросы читателей РБК Pro, связанные с управлением интеллектуальной собственностью в интернете

Деятельность профессионального юриста похожа на деятельность врача: для того чтобы поставить правильный диагноз и применить эффективное лечение, нужно подробно исследовать все обстоятельства и нюансы конкретного дела. Поэтому настоящий юрист никогда не дает стопроцентных гарантий и универсальных рецептов на все случаи жизни.

Представленные ниже ответы не являются юридической консультацией для каждого конкретного случая, а представляют собой мнение эксперта в отношении заданных вопросов.

Ведение бизнеса в интернете

Готова ли текущая законодательная система РФ воспринимать реалии ведения бизнеса в интернете? Какие проблемы в законодательстве РФ в текущей сфере вы видите?

Интернет — это прежде всего средство связи. Отношения же сторон регулируются законодательством без учета способа коммуникации «бизнес-клиент», хотя в последние годы интернет сам по себе стал пристальным объектом внимания властей. Если коротко, то можно выделить несколько проблемных правовых аспектов интернет-бизнеса:

1) низкая правовая культура у части населения при использовании Сети. Однако, на мой взгляд, задача любого интернет-бизнеса — предложить клиенту такой уровень сервиса, при котором вспоминать о юриспруденции клиенту не придется;

2) часть ошибок пользователей возникает из-за того, что интернет находится вне конкретной юрисдикции, вне отдельного государства и по поводу отношений в интернете нельзя применять законодательство какого-либо отдельного государства;

3) существенные пробелы в законодательстве РФ в области использования электронных денег и криптовалют;

4) проблема виртуальной торговли и защита прав потребителей при трансграничной купле-продаже (например, возврат денег за некачественный товар) при совершении покупки в интернете, когда продавец находится в другой юрисдикции;

5) проблема создания третейских судов для рассмотрения и решения спорных вопросов, возникающих в Сети.

Важно, что проблемы бывают не только и не столько в самом законодательстве РФ, сколько в неоднородной и неоднозначной правоприменительной практике.

Защита авторских прав

Как защитить себя от копирования информации с сайта компании и ее социальных сетей? Как доказать факт кражи информационных материалов конкурентами? Чего можно добиться от суда в таких случаях?

Существует множество технических способов защиты от копирования. Но способов обхода такой защиты значительно больше, поэтому остановимся только на юридических способах защиты прав на информацию.

Выбор способа защиты прав зависит от того, о какой информации идет речь, ведь на сайте могут быть размещены и каталог продукции, и техническая документация, и авторские произведения, и просто новости.

В большинстве случаев, когда говорят о защите контента сайта, подразумевают тексты, фотографии и другие материалы, являющиеся результатом творческого труда. Использовать такие материалы можно только с разрешения правообладателя — автора или того, кому автор свои права уступил.

По закону автором произведения признается тот, чье имя указано на экземпляре произведения, или тот, кто первый себя автором назвал (пока не доказано обратное). Применяя это правило к контенту сайта, можно говорить о том, что, пока не доказано обратное, принадлежность материала будет определяться по тому, кто первым его опубликовал. Поэтому информационные порталы почти всегда указывают дату и время публикации статьи.

На фотографиях часто размещают водяные знаки и иные маркеры принадлежности. Удаление такого маркера само по себе уже является правонарушением.

При этом надо иметь в виду, что в ряде случаев закон позволяет использовать произведения и без разрешения, например когда создается пародия. Также можно без разрешения цитировать чужой материал в информационных, полемических и критических целях, но при этом с обязательным указанием автора и источника заимствования. Поэтому, если на стороннем сайте вы обнаружили признаки своих материалов, возможно, вы имеете дело с законным цитированием.

Если сомнений в неправомерности использования материалов нет, закон предлагает много способов защиты нарушенных прав. В частности, вы можете:

  • требовать удаления ваших материалов с сайта-нарушителя. Если нарушитель не удаляет материалы добровольно, вы можно потребовать удаления в суде, а заодно и заблокировать сайт нарушителя. В России действует так называемый антипиратский закон, который позволяет до обращения в суд с иском к нарушителю попросить суд заблокировать сайт до окончания разбирательства по существу (оно может занять значительное время);
  • требовать выплаты возмещения причиненных вам убытков. В данном случае вам придется доказывать сам факт наличия убытков и то, что убытки возникли именно в связи с незаконными действиями нарушителя (сделать это обычно бывает непросто);
  • требовать выплаты компенсации (здесь доказывать не придется):

1) в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Размер компенсации определяется судом в установленных пределах в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

По незнанию разместили запатентованное изображение на одной из страниц сайта. Истец требует немалых денег, мотивируя это высокой посещаемостью сайта. По вашему мнению, при разборе данного дела руководствоваться нужно посещаемостью всего сайта или непосредственно страницы, на которой была размещена картинка?

Для ответа на ваш вопрос юристу нужно больше информации. Необходимо определить, какой именно объект был использован (авторская фотография или изображение товарного знака) и каким способом, учесть и иные обстоятельства конкретно вашей истории.

Если же рассуждать абстрактно, то стоит начать с того, что изображения не патентуются. Патенты выдаются на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

В то же время изображение (фотография, рисунок, графика), будучи авторским произведением, также защищается законом. Выше мы указали, что может требовать правообладатель в случае использования произведения без его разрешения.

Суд, принимая решение о размере компенсации, руководствуется характером допущенного нарушения. Так, если бы вы брали плату с каждого пользователя, просмотревшего или скачавшего данную фотографию с вашего сайта, то справедливая сумма компенсации вполне может быть определена с учетом количества посещений/скачиваний.

Если истец обычно продавал разрешение на эту фотографию за цену, которая определялась в зависимости от количества посещений сайта, тогда такое обстоятельство тоже может быть принято во внимание.

Чем чревато использование чужих картинок и как защитить свои, не прибегая к тратам?

Право автора на картинку возникает с момента ее создания. Для этого не требуется никакой специальной регистрации или внесения в какой-то специальный реестр.

Пока не доказано иное, автором признается тот, чье имя указано на картинке, или тот, кто первым картинку обнародовал, то есть публично показал. Таким образом, если вы разместили картинку на каком-то ресурсе, а потом кто-то ее утащил себе, дата вашего размещения будет доказательством ваших прав.

Кроме того, доказательством авторства могут быть черновики, негативы, эскизы, проекты и другие рабочие материалы, показывающие, что процесс создания данного произведения инициирован именно вами.

Распространенным способом защиты картинки является проставление на ней водяного знака или иной отметки автора. Такую отметку технически несложно удалить, но уже само такое удаление является по закону самостоятельным нарушением, за которое можно требовать компенсации.


Какой тип лицензии принесет больший доход иллюстратору от иллюстрации, выполненной на заказ для сайта? Что еще нужно учесть, кроме лицензии?

Давайте разберемся в терминологии. Если иллюстратор создает иллюстрацию на заказ без каких-либо оговорок относительно передачи исключительных прав, в соответствии с законодательством все исключительные права на иллюстрацию перейдут к заказчику и он без разрешения иллюстратора может делать с иллюстрацией все, что угодно (прорабатывать, передавать другим лицам). Поэтому лучшим решением будет использование именно лицензионного договора (все права на произведение при этом останутся у иллюстратора) либо в договоре на создание произведения необходимо сделать оговорку, что исключительные права на созданное произведение остаются у иллюстратора, а заказчику предоставляется лишь право использования произведения на условиях лицензии.

Существуют различные виды лицензий. Одни позволяют использовать иллюстрацию всем подряд в коммерческих и некоммерческих целях, с указанием и без указания авторства, другие (исключительная лицензия) ограничивают иллюстратора в дальнейшем распространении иллюстрации.

Предположим, что для иллюстратора выгоднее простая (неисключительная) лицензия. Ее преимущества в том, что она не ограничивает самого иллюстратора в выдаче аналогичных лицензий другим лицам, при этом также не дает права всем подряд использовать иллюстрацию.

Можно ли использовать в рекламных видеороликах музыку известных исполнителей без их согласия?

Законодательство России о рекламе устанавливает, что при производстве рекламы должны соблюдаться нормы гражданского законодательства. Российским авторским правом запрещено использование объектов авторских прав без согласия правообладателя. Таким образом, по умолчанию вы не можете использовать известные музыкальные произведения в рекламе без разрешения правообладателя. Вы можете заключить с правообладателями договор на использование произведений.

Как установить автора?

В зависимости от того, автора какого объекта интеллектуальной собственности необходимо установить, можно воспользоваться реестрами Российского авторского общества (РАО), которые содержат сведения о правообладателях, правах, переданных РАО в управление, а также о произведениях, размещенных на сайте РАО, или реестрами Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименовании мест происхождения товаров, программ для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.

Защита от демпинга

Какие самые эффективные меры правовой борьбы с интернет-ресурсом, привлекающим к себе внимание пользователей с помощью демпинга?

Все зависит от того, что за товар предлагает интернет-ресурс. Мы исходим из того, что собственник вправе продавать товар по любой цене на свое усмотрение. Занижение цены может быть незаконным только на определенных товарных рынках и при определенных условиях, когда нарушается закон о конкуренции. Если в вашей ситуации вы усматриваете такое нарушение, вы можете обратиться с заявлением в Федеральную антимонопольную службу.

Если же речь идет о предложении товара, незаконно маркированного вашим товарным знаком, вы можете требовать в суде прекратить такое использование, а также заблокировать доступ к такому сайту-нарушителю.

Бизнес в интернете и ФНС

Является ли заявление о доходах в социальных сетях доказательством для ФНС?

В широком смысле под доходами понимается совокупность поступлений в денежной и натуральной форме, получаемых человеком (физическим лицом) из разных источников в течение определенного периода времени (месяц, год). Поэтому любые доходы человека, в том числе и доходы от деятельности в социальных сетях, являются для ИФНС объектом налогообложения, и их нужно ежегодно декларировать. 30 апреля является крайним сроком для подачи отдельными категориями налогоплательщиков, обязанных самостоятельно задекларировать доход, декларации по налогу на доходы физических лиц. При этом объектом налогообложения будут именно фактически полученные человеком доходы, а не домыслы о доходах лица в социальных сетях. Более подробную информацию о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ) и его администрировании можно получить на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

Для того чтобы обвинить вас в неуплате налогов, инспекции придется доказать факт получения вами дохода. Факт получения вами денег можно доказать расписками, расчетно-кассовыми ордерами, выписками с банковского счета, иными документами. Ваше публичное признание царицей доказательств не является

Безопасность бизнеса в интернете


Как диджитал-агентству правильно выбрать компанию юридического сопровождения для бизнеса? На что обратить внимание и есть ли подобная специализация среди юридических фирм?

Защита интеллектуальной собственности в интернете, а также спорные вопросы защиты доменных имен предусматривают комплекс технических и организационно-правовых процедур. При выборе компании юридического сопровождения для бизнеса диджитал-агентству необходимо обратить внимание на базовые компетенции, которыми обладают ключевые сотрудники привлеченной компании, а также на их положительный опыт работы. Обращайте внимание на цитируемость данной юридической фирмы и ее сотрудников в профильных изданиях, периодических печатных изданиях. Конкурентным преимуществом может быть возможность юридического сопровождения онлайн в режиме 24/7, так как многие вопросы требуют оперативной юридической поддержки, например написание претензий и жалоб на нарушения в Сети и требований о пресечении нарушений.

Критерием выбора в указанных выше случаях должна служить специализация компаний. Компании, специализирующиеся в сфере рекламы, будут намного предпочтительнее компаний, берущихся за любые дела. Узконаправленные специалисты в любом случае будут обладать более широким набором индивидуальных кейсов для решения поставленных перед ними задач.

Если вопросов, требующих вмешательства юриста не так много, можно воспользоваться одноразовыми услугами юридических фирм или юристов-фрилансеров. Если вопросы юридического характера возникают постоянно, имеет смысл воспользоваться услугами полного юридического сопровождения, предоставляемыми множеством организаций.

Также одним из вариантов может стать наличие высококвалифицированного юриста непосредственно в штате самой компании или даже небольшого юридического отдела. Это уже зависит от финансового положения компании, ее целей и стратегии развития.


Помимо привязки к телефону и мейлу как еще обезопасить аккаунты предприятия в социальных сетях от недобросовестных эсэмэмщиков? Какими законами регулируются отношения предприятия с диджитал-агентствами, аккаунт-менеджерами, которые продвигают маркетинг и рекламные кампании?

Наиболее часто отношения в данной отрасли регулируются договоренностями в переписках в социальных сетях, однако настоятельно рекомендуем заключить с эсэмэмщиком договор. В таком договоре подробно опишите все ваши договоренности о ведении аккаунта (обязательно укажите аккаунт со ссылкой), о недопустимости передачи аутентификационных данных третьим лицам, об обязанности следовать правилам социальной сети, предусмотрите ответственность.

В рамках защиты аккаунтов компании в социальных сетях в первую очередь стоит завести корпоративную сим-карту и включить двухфакторную идентификацию по номеру телефона. Такой номер телефона желательно не передавать всем сотрудникам, а хранить в недоступном месте и предоставлять сотрудникам исключительно код доступа, но не саму сим-карту. В социальных сетях, где у администраторов можно выделить полномочия, рекомендуем ограничить их минимальным перечнем. По возможности также постарайтесь верифицировать сообщества (доступно не для всех компаний, но для большинства крупных) и аккаунты. В случае спора об аккаунте руководство социальной сети будет на стороне компании, а не конкретного физического лица. Отслеживайте возможности, предлагаемые социальными сетями. Например, сеть «ВКонтакте» сделала возможность привязки сообщества к определенной компании с помощью функции «Сообщество и юрлицо».

Отношения в данной сфере регулируются законодательством РФ, но при заключении договоров с контрагентами не забывайте про правила каждой конкретной социальной сети (например, у «ВКонтакте» и Facebook абсолютно разные положения о рекламе, нарушения которых могут привести к блокировке аккаунта). Непосредственно в отношении договоров, заключенных для размещения рекламных материалов, помимо Гражданского кодекса РФ (предположительно, вы заключаете с подобными контрагентами договоры оказания возмездных услуг) применимы ФЗ «О рекламе», нормы законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.


Как зарегистрировать торговое название (пока это название домена)?

Регистрация доменных имен осуществляется уполномоченными компаниями-регистраторами (например, Ru-Center, «Регистратор Р01») в соответствии с утвержденными центром правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ.

Для регистрации доменного имени пользователю необходимо:

1) подать заявку на заключение договора на регистрацию доменного имени с регистратором;

2) выбрать доменное имя, которое должно состоять из собственного обозначения (имени) и символов .ru или .рф, и должно быть уникально в пределах доменов .RU и .РФ, а также отвечать требованиям, перечисленным в правилах регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ.

Стоит обратить особое внимание на то, что при выборе имени пользователь сам несет ответственность за возможные нарушения прав третьих лиц выбранным именем;

3) пройти регистрацию и получить подтверждение. Регистратор обязан произвести регистрацию доменного имени в течение трех рабочих дней. Имя считается зарегистрированным с момента внесения сведений в Реестр доменных имен.

Регистратор обязан уведомлять пользователя (администратора) о произведенных действиях, в том числе о регистрации, по электронной почте;

4) продлевать регистрацию доменного имени. Срок действия регистрации доменного имени составляет один год. Продлевать регистрацию можно неограниченное количество раз, но каждый раз на один год.

Администратор доменного имени для продления регистрации обязан не ранее чем за 60 дней до окончания срока регистрации направить регистратору соответствующую заявку. Однако право подачи такой заявки сохраняется за администратором и в течение 30 дней после окончания срока регистрации (период преимущественного продления).

По заявке администратора регистрация доменного имени может быть аннулирована. Также аннулирование регистрации проходит по окончании периода преимущественного продления, по решению суда, при расторжении договора с регистратором и в иных случаях, предусмотренных правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ.

Самый явный способ регистрации торгового названия — регистрация товарного знака. Такая регистрация осуществляется путем подачи заявки в Роспатент. В случае успешной регистрации товарного знака при незаконном его использовании третьими лицами вы сможете пользоваться способами защиты, предусмотренными Гражданским кодексом РФ: например, сможете предъявить требование о взыскании убытков, выплате компенсации, изъятии из оборота контрафактных товаров. Однако и до регистрации товарного знака, если название, например, магазина на сайте схоже с названием домена сайта, вы можете пользоваться гарантиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ в отношении коммерческих обозначений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такое коммерческое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками и не должно вводить в заблуждение третьих лиц (например, не должно быть до степени смешения схожим с наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением, принадлежащими другим лицам).


Как защищать интересы, когда проектные организации (авторы проектов и проектные организации, которые используют проекты авторов, но без регистрации прав) используют проектную документацию, находящуюся в открытом доступе на сайте госзакупок, по уже построенным объектам?

Мы исходим из того, что проектная документация представляет собой сложный объект, состоящий из технических расчетов, архитектурных решений и научных изысканий. При этом следует учитывать, что архитектурные решения, изложенные в проектной документации, относятся к охраняемым объектам авторского права и никто без разрешения автора (договора с ним) не вправе их использовать каким-либо способом.

Защита данных прав предусмотрена законом и подтверждается различными решениями судов.

Следовательно, никакое размещение проектной документации в открытом доступе не дает права третьим лицам без разрешения автора (договора с правообладателем) использовать ее в своих целях. В противном случае данные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Контент в интернете


Какую ответственность несет владелец аккаунта за содержание контента? Есть ли прецеденты вынесения обвинений за контент в соцсети?

Владелец аккаунта несет уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за содержание информации, размещаемой им в Сети, в зависимости от ее характера. Любой распространяемый в интернете контент не должен нарушать законодательство Российской Федерации, прав и законных интересов третьих лиц.

Например, владелец аккаунта может быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав, если он размещает музыку, тексты, фото или иные объекты авторского права без разрешения их правообладателя. В зависимости от характера совершенного деяния он может быть привлечен как к гражданско-правовой ответственности с присуждением к выплате правообладателю компенсации в размере до 10 млн руб., так и к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Привлечение к ответственности влечет и размещение в интернете экстремистских материалов. Перечень признаков, входящих в понятие экстремизма, согласно российскому законодательству весьма обширный, лучше с ним ознакомиться. Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности за их неисполнение.

Ответственность может наступить и за другие правонарушения, содержащиеся в размещаемом контенте. Практика привлечения к ответственности за содержание размещаемого в Сети контента достаточно широка. Помимо этого сама соцсеть может устанавливать определенные ограничения на контент. Настоятельно рекомендуется изучить все положения и правила конкретной соцсети перед размещением контента. Как правило, там все будет оговорено, многие вопросы после этого отпадут сами собой.

Есть ли юридическая ответственность за фейковые новости?

18 марта 2019 года ответственность за так называемые фейковые новости была принята в России путем внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях (ч. 9–11, ст. 13.15 КоАП РФ). Указанные изменения направлены на противодействие недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности. Так, за первое распространение фейка гражданам грозит штраф от 30 тыс. до 100 тыс. руб., а юридическим лицам — от 200 тыс. до 500 тыс. руб. Если фейковые новости привели к смерти человека, вреду здоровью или нарушению общественного порядка, предусмотрена повышенная ответственность.

Более того, 15 октября 2019 года мировой суд Хорошевского района Москвы впервые в России назначил административный штраф за нарушение ч. 9 ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации). Более подробно ознакомиться с указанным прецедентом можно на сайте РБК.

Как и где зарегистрировать контент?

Это зависит от того, право на какой именно контент вы хотите зарегистрировать. Если речь идет о произведениях науки, литературы и искусства, то авторское право на такие произведения возникает сразу в силу самого факта их создания и не требует какой-либо регистрации.

Подтвердить свое авторское право на такие произведения на случай судебного спора вы можете, например, задепонировав такие объекты в Российском авторском обществе (РАО), которое оказывает данные услуги, у нотариуса или даже направив письмо с вашим произведением самому себе по почте, а в последующем сохранив невскрытым полученный конверт вплоть до судебного разбирательства. Однако все эти действия носят скорее ритуальный характер и ни в коем случае не являются обязательными.

Программы для ЭВМ также являются объектами авторского права и охраняются как литературные произведения, однако закон допускает возможность их регистрации по желанию правообладателя. Для проведения такой регистрации необходимо обратиться с соответствующим заявлением в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Если речь идет о таких объектах прав, как товарные знаки и знаки обслуживания, которые вы размещаете на сайте, то правовая охрана им предоставляется лишь при условии их государственной регистрации. Для государственной регистрации этих объектов следует также обратится с заявлением в Роспатент.

На каком этапе возникают и кому принадлежат права на контент в «Википедии»?

«Википедия» — энциклопедия, которую может править любой из участников. При этом участник, вносящий правки в текст, принимает, что созданный им текст также будет редактироваться. В пяти столпах «Википедии» установлено, что не стоит размещать материалы, нарушающие авторские права, или материалы, распространяемые на условиях лицензий, отличных от лицензий «Википедии». В более подробных разъяснениях (немного отличаются от страны к стране) указано, что участник может разместить текст на «Википедии», только если вы автор и принимаете, что далее текст будет распространяться на стандартных условиях «Википедии» или если правообладатель текста дал разрешение на распространение на таких условиях.

Еще один из пяти столпов «Википедии» устанавливает, что материалы, размещенные в «Википедии», свободны для использования и изменения. Текст статей «Википедии» распространяется под лицензией CC BY-SA 3.0. Это означает, что можно копировать, распространять материалы, изменять их, но при этом обязательно указывать ссылку на исходный материал, а также название, автора/авторов, уведомление об авторских правах и лицензии. Кроме того, если вы изменили материал, необходимо добавить, что материалы были изменены, а также распространять такой материал исключительно на условиях лицензии оригинального текста.

Таким образом, например, в отношении статьи автору принадлежат права на текст, но, размещая текст в «Википедии», он соглашается с условиями распространения такого текста на условиях CC BY-SA 3.0. Интересно отметить, что в англоязычной версии «Википедии» присутствуют дисклеймеры о том, что фонд «Викимедиа» не обладает правами на тексты и иллюстрации внутри «Википедии» и единственный контент, принадлежащий «Википедии, — это ее логотипы с торговой маркой.

Интеллектуальная собственность


Вопросы управления интеллектуальной собственностью не ограничиваются одной ее правовой защитой. В бизнесе немаловажен такой аспект, как коммерциализация ИС. После оформления правовой охраны объекта ИС какими способами можно коммерциализировать объект ИС, если компания работает в интернете?

Наиболее распространенный способ коммерциализации объектов ИС — это предоставление права на их использование другим лицам по договору за вознаграждение (лицензия). В случае, если право использования объекта ИС может быть предоставлено нескольким лицам, такая лицензия будет носить неисключительный характер. В случае же, если право использования предоставляется только одному лицу без права выдачи аналогичных лицензий другим лицам, такая лицензия будет считаться исключительной.

Следует также иметь в виду, что в случаях когда сам объект ИС подлежит в соответствии с законом государственной регистрации (например, товарный знак), то и договор о предоставлении права использования такого объекта ИС также подлежит государственной регистрации.

Еще один распространенный способ коммерциализации объектов ИС — это продажа продукции, в производстве которой использованы объекты ИС.

Информирование о правовой охране продаваемой продукции также способствует созданию рекламного имиджа продавца.

В некоторых случаях объекты ИС могут быть приняты в качестве залога при выдаче кредита.


Возникает ли новое интеллектуальное право, если, например, решили доработать компьютерную программу? Как в таком случае разграничить авторское право, если программный код дописывали (местами переписывали) другие люди?

Компьютерная программа, включая исходный текст и объектный код, является охраняемым объектом авторского права. Авторские права на все виды программ для ЭВМ охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Поэтому для внесения изменений в программу для ЭВМ необходимо прежде всего получить разрешение на эти действия у ее правообладателя. В случае, если такое разрешение правообладателя получено, а ваши изменения в программу носят творческий характер, то есть не обусловлены действиями исключительно технического характера, связанными с исправлением ошибок, например, у вас возникнет авторское право на результаты выполненных вами работ.

Таким образом, права на доработанную вами программу как на производное произведение могут признаваться и охраняться только лишь при условии соблюдения прав авторов исходной компьютерной программы.

В договоре на разработку технической документации нужно ли кроме стоимости работ предусматривать отдельную стоимость перехода интеллектуального права?

В части IV Гражданского кодекса РФ содержатся нормы, в соответствии с которыми при отсутствии в возмездном лицензионном договоре либо договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

Чтобы минимизировать риск, мы рекомендуем выделять в договоре стоимость передаваемого права любым удобным способом. Например, в договоре можно предусмотреть, что вознаграждение за отчуждение заказчику исключительного права на созданную техническую документацию включено в стоимость работ и составляет 5% от указанной стоимости. Размер вознаграждения определяется исключительно по усмотрению сторон и может быть выражен как в процентах, так и в твердой денежной сумме.


Может ли юрист монетизировать объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и технические решения для создания новых отраслей и рынков?

Основная проблема в том, что на сегодняшний день российские компании испытывают трудности с оценкой стоимости нематериальных активов, что мешает нормальным рыночным взаимоотношениям. Нужна приемлемая методика экспресс-оценки, которая избавит предпринимателя от необходимости пользоваться дорогостоящими консалтинговыми услугами.

В целом в зависимости от характера использования прав на интеллектуальную собственность можно обозначить следующие способы монетизации:

1) получение вознаграждения от передачи (отчуждения) или предоставления ОИС во временное пользование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В этом случае правообладатель, используя электронные сети, находит лиц, желающих приобрести право на использование объектов интеллектуальной собственности. В частности, данную задачу решают различного рода банки ОИС и платформы, объединяющие правообладателей;

2) монетизация от сопутствующих использованию результатов интеллектуальной деятельности. Например, создается аудиовизуальное произведение, которое размещается в свободном доступе в Сети. Если данное произведение выстрелит и завоюет популярность, то правообладатель может разместить рекламу и получить от этого прибыль;

3) краудфандинг. При данном способе монетизации через соответствующие платформы автор может применить свои творческие способности и монетизировать еще не созданный ОИС, привлекая к процессу соответствующих инвесторов, заинтересованных в создании ОИС.


Опубликуйте пример договора передачи сайта в аренду, когда владелец сайта — частное лицо (ИП).

Необходимо понимать, что в каждом конкретном случае договор будет иметь индивидуальные особенности, в связи с чем универсального договора просто не существует. Однако за основу вы всегда можете взять формы, подготовленные справочными правовыми системами России, например «Консультант Плюс» и/или «Гарант».


Как классифицировать обезличенный сбор в публичных местах MAC-адресов мобильных устройств? Для целей аналитики и маркетинговых коммуникаций.

MAC-адрес — это уникальный идентификатор, присваивается каждому мобильному устройству. Зачастую MAC-адреса используются для рассылки пользователям мобильных устройств таргетированной рекламы. При сборе МАС-адресов все данные поступают в обезличенном и агрегированном виде. Однако в совокупности с другими данными, являющимися персональными (это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу), такой способ сбора данных может быть с известной долей допущения признан обработкой персональных данных.