Материал раздела Основной
Игорь Розанов

Создаем совет директоров: четыре рекомендации среднему бизнесу

За три десятилетия частного бизнеса в России многие предприниматели устали от «ручного управления». Как правильно наладить коллективное руководство, рассказывает директор Ассоциации независимых директоров Игорь Розанов

Отчасти роль патриархов была комфортна самим основателям российских компаний, отчасти — навязана окружением, и, конечно, она казалась необходимой на этапе становления бизнеса. Однако по мере роста компаний и взросления их владельцев у нее появились свои ограничения. Собственники стали задумываться о том, чтобы освободиться от операционных задач и вывести бизнес на новый уровень. Для этого они обратились к практике коллегиального управления, широко распространенной в странах с развитой экономикой.

Советы директоров в российских частных компаниях среднего уровня создавались и раньше, но устойчивый восходящий тренд сформировался в 2014 году: очередной кризис подтолкнул предпринимателей к поиску новых ресурсов, переосмыслению прежних стратегий, пониманию новых рисков и возможностей. В этот период особенно остро встал вопрос об усилении устойчивости, благодаря которой компания способна самостоятельно справляться с проблемами на рынке.

Конечно, совет директоров не сможет решить всех внутренних проблем бизнеса, особенно в кризисной ситуации. Например, в компании Wikimart их было даже два: традиционный и консультативный. И это не спасло интернет-ретейлера от банкротства. Но, если у собственника есть задача масштабировать бизнес, выйти из операционной деятельности или передать компанию наследнику, то переход к коллегиальной модели — один из вариантов достичь поставленной цели. При этом стоит учесть четыре рекомендации, которые помогут избежать ошибок при создании совета директоров.