Материал раздела Основной

Зачем ЦБ и банкам новый способ оценки российских компаний

Информация могла устареть. Дата публикации: 15.10.2019
Посмотрите более актуальные материалы:
Банки назвали главные угрозы бесконтрольного роста экосистем в России
ЦБ будет относить российские компании к зеленой, желтой или красной группам. Это должно упростить жизнь банкам, которые жалуются на законодательство об отмывании денег
Илья Ясинский
Илья Ясинский (Фото: photo.roscongress.org)

Единая платформа по проверке клиентов, которую ЦБ запустит для банков, предполагает разделение их на три категории, рассказал на форуме «Финополис» глава департамента финмониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский. Банки не понимают, как выполнять закон по борьбе с отмыванием денег, признался основатель Тинькофф Банка Олег Тиньков. Теперь на помощь им придет регулятор, у которого, как отметил Ясинский, больше компетенций и ресурсов, чтобы судить о характере операций юрлиц. Но у нового механизма есть и обратная сторона, говорят эксперты: банки могут стать менее гибкими, к тому же оценка ЦБ может отнести хорошо знакомые им компании к зоне повышенного риска.

Новые знания о клиентах

О том, что ЦБ и ассоциация «Финтех» создадут платформу Know your customer (KYC, «Знай своего клиента»), первый зампред регулятора Ольга Скоробогатова говорила еще в прошлом году, но пока KYC не запущена. «Тема долго была на паузе, но активность возобновилась», — сказал РБК сотрудник банка из топ-20.

Каждая пятая компания сталкивалась с блокировкой счетов, в 10% случаев они были связаны с подозрениями в нарушении антиотмывочного законодательства, говорилось в исследовании MAGRAM Market Research. ЦБ вместе с деловыми объединениями летом даже разработал инструкцию, где объяснил, как избежать блокировки счетов и что делать, если бизнес уже попал в черный список.

Новая платформа Банка России поделит юрлиц на группы риска «по принципу светофора», сказал Ясинский: она поможет корректнее идентифицировать клиентов-юрлиц и выстраивать с ними работу в сфере противодействия отмыванию доходов. Для этого организации должны будут подключиться к единой системе, в которую будут подтягиваться данные о клиентах.

«Мы контактируем с платежными системами, кредитными финансовыми организациями, некредитными финансовыми организациями, с федеральными органами исполнительной власти, с Росфинмониторингом, с правоохранительными органами», — отметил Ясинский. Алгоритм предполагает скоринг компании по критериям риска, которые сейчас содержатся в различных положениях и методических рекомендациях ЦБ. В зависимости от того, сколько клиент получит баллов, он попадет в одну из трех групп — красную, желтую или зеленую. Число баллов будет формироваться на основе более чем ста критериев — исходя из рисков участия компании в сомнительных операциях, налоговых, репутационных, поведенческих, секторальных рисков и т.д., следует из слов Ясинского и презентации ЦБ. Далее клиенты будут распределяться по десятибалльной шкале.

  • Если они наберут меньше трех баллов, их отнесут к «зеленой» группе: финансовые операции банки будут отслеживать в текущем режиме, без повышенного внимания.
  • При скоринговом балле от трех до семи — к «желтой»: тогда банки будут анализировать их по процедуре посткомплаенса и принимать меры, если риски подтвердятся.
  • При отнесении клиента к самой высокорискованной «красной» группе его операции будут отслеживаться в онлайн-режиме.

Для создания платформы KYC ЦБ готов внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности», а также 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»). «О конкретных сроках реализации проекта пока говорить рано. В настоящее время экспертно прорабатываются все возможные аспекты будущего функционирования платформы: технические, технологические, организационные», — пояснили РБК в пресс-службе ЦБ.

Пока регулятор анализирует, какие базы данных и ресурсы госорганов будут использоваться для платформы KYC, говорит руководитель комплаенс-службы банка из топ-20.