Материал раздела Основной

Морская болезнь: как круизные компании спасаются от экологов

Регуляторы, а также клиенты и активисты требуют от круизных компаний ответственного подхода к окружающей среде. Ради спасения репутации перевозчики стараются соответствовать эко-стандартам, но отказаться от «грязных» технологий пока непросто
Фото: Patrik Mollwing / Bloomberg Businessweek
Фото: Patrik Mollwing / Bloomberg Businessweek

После того как 13-палубный лайнер врезался в причал в Венеции, жители города начали собираться вдоль рек и каналов и скандировать: «Нет большим кораблям!» А местные власти пообещали запретить въезд крупных судов в центр города. Из-за обеспокоенности чрезмерным наплывом туристов и загрязнением от лайнеров, в испанской Барселоне, которая по праву считается столицей круизного туризма, и хорватском Дубровнике, где снимали большую часть «Игры престолов», планируют сократить количество кораблей, которым позволят швартоваться в этих городах. В Саутгемптоне, крупнейшем пассажирском порту Британии, хотят, чтобы лайнеры функционировали за счет береговой электроэнергии и выключали двигатели во время швартовки. «Общественность с трудом находит плюсы в наплыве огромных круизных кораблей, — говорит лидер городского совета Кристофер Хаммонд. — А вот главные недостатки всегда на виду: огромные трубы источают черную копоть и дым, а люди думают: «Ведь я же этим дышу!»

На рекламных брошюрах круизных компаний часто появляются фотографии нетронутых лазурных вод и безупречно чистых морских побережий. Так что такие предприятия сильно заинтересованы в том, чтобы не запятнать свою репутацию. Крупнейшие игроки рынка круизных перевозок Carnival, Royal Caribbean International и Norwegian Cruise Line говорят о том, они приняли меры для того, чтобы сделать бизнес более экологичным: отказались от одноразового пластика и начали чаще подавать в ресторанах местную еду. Но сократить выбросы вредных веществ куда сложнее. Многие из кораблей работают за счет густой серной жижи, оставшейся после очистки бензина и других видов более качественного топлива. Небольшие суда могут функционировать на электричестве, но существующие аккумуляторы пока не позволяют в течение нескольких дней снабжать энергией гигантский лайнер.