Этика водителя как фактор эффективности перевозки
Совсем недавно правительство одобрило законопроект, который привяжет страховые тарифы ОСАГО к стилю вождения и количеству грубых нарушений ПДД. Если их много, к стоимости полиса будут начисляться дополнительные коэффициенты. А это значит, что поведение водителя будет напрямую влиять на себестоимость перевозки: повышающий коэффициент может доходить до 20% от стоимости полиса. На этом фоне особенно остро встает вопрос об этике в грузовых и пассажирских перевозках как о новом стандарте профпригодности.
К сожалению, стереотипы таковы, что дальнобойщиков чаще всего представляют грубоватыми любителями выпить, нарушающими ПДД.
На деле же проблема острее всего проявляется в другом. Так, водитель может безупречно вести себя на дороге и быть вежливым с клиентами, но при этом обманывать своего работодателя.
Например, когда в отрасли отсутствовали какие-либо цифровые и даже элементарные менеджерские инструменты трекинга грузовиков, перевозящих грузы (вроде контрольных звонков), водители ездили по бумажному путевому листу и просто приписывали себе дополнительное время на выполнение задания. В нашей практике много лет назад эта цифра варьировалась от 30 минут до восьми часов — водитель мог сослаться на пробку, поломку или какие-то другие причины. Ему было некуда спешить, ведь он получал плату исходя из затраченного на работу времени. Аналогичные проблемы существовали и в пассажирских перевозках.
По данных самих игроков рынка, от 70 до 90% водителей эпизодически воруют груз, топливо или накручивают себе время. При этом только затраты на топливо составляют до 30% расходов на грузоперевозки.
Статистика аварийности тоже говорит о том, что ситуация требует скорейшего решения. По данным ГИБДД, в 2018 году количество ДТП с участием пьяных водителей грузовиков выросло на 6,7% по сравнению с 2017 годом, до 429 случаев. Всего же за год произошло почти 11 тыс. аварий с участием грузовых автомобилей (рост 0,1%) и 5,8 тыс. аварий с участием автобусов.
Сейчас есть трекинг, но водители продолжают находить возможности обмануть работодателя: обычно они заправляются по безналу с помощью топливных карт, которые выдают им логистические компании. На карте лежит депозит в несколько сотен литров, которые списываются на заправке. Иногда дальнобойщики, заправляя других водителей на АЗС по своей карте со скидкой, забирают себе наличные деньги. Также есть способы сбить работу тахографа или просто отключить его. Чтобы этого избежать, необходимо внедрять уже гораздо более сложные системы.