Материал раздела Основной
Дмитрий Стофорандов

Управление с элементами бирюзовости: так ли важно иметь начальника

О том, какие компании называются бирюзовыми, зачем они нужны, как ими управлять и есть ли место элементам «организации будущего» даже в самых консервативных компаниях
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Бирюзовые организации — они среди нас, после исследований Фредерика Лалу (автора книги «Открывая организации будущего») о них уже знают все. Некоторые управленцы кидаются примерять бирюзовость на себя. Но, как и в случае с человеческими архетипами, вы редко встретите такой тип управления в чистом виде. А главное — нужно понимать, что этот подход применим только к определенному типу сотрудников.

Напомним, как эволюционировали организации в классическом варианте.

  • Красные — лидер решает все, работники действуют строго по инструкции.
  • Янтарные — формализованные структуры со сложными бизнес-процессами.
  • Оранжевые — новаторы, приверженцы меритократии (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди. — «РБК Pro»).
  • Зеленые — подчинены высоким целям (например, некоммерческие фонды).
  • Бирюзовые — организации, работающие на самоуправлении.

Каким бы цветом вы ни ознаменовали свою компанию, она развивается по своим внутренним законам, как живой организм. Она либо умирает совсем, либо эволюционирует — будь она красная, зеленая или любая другая. В ней приживаются именно те сотрудники, которые могут существовать с ней в симбиозе.