Материал раздела Основной

Выгодное замещение: для чего банкроты создают дочерние общества

Замещение активов до сих пор остается довольно редким инструментом банкротства, но в текущих правовых реалиях эксперты видят в нем большие перспективы. «РБК Pro» посмотрел, как этот инструмент используется сегодня в банкротствах

Если у компании-банкрота есть имущественный комплекс, который выгоднее продавать целиком, чем по частям, например производство или здание бизнес-центра, то кредиторам стоит задуматься о замещении активов.

Что говорит ст. 115 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

  • Замещение активов должника проводится путем создания на базе его имущества одного или нескольких акционерных обществ.
  • Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все залоговые кредиторы.
  • Единственным учредителем АО является должник. Участие иных учредителей в их создании не допускается.
  • Дочерним АО переходят все трудовые договоры должника, также на них переоформляются все его лицензии.
  • Залоговые кредиторы теряют право залога активов, внесенных в уставный капитал АО, но взамен получают в залог акции новой «дочки» на сумму, равную стоимости актива.
  • Руководителем дочернего АО является внешний управляющий или назначенные им лица.

Светлана Гузь, управляющий партнер Legal to Business

«В начале 2018 года экономическая коллегия Верховного суда вынесла определение, в котором разъяснила, как решить, допустимо ли на базе конкретного имущества проводить процедуру замещения активов. Согласно позиции ВС, необходимо исходить из того, что потенциальный покупатель, приобретая подобный имущественный комплекс в виде дочернего общества, должен иметь возможность без лишних сложностей приступить к ведению бизнеса. Если же так не получится, то от данного инструмента лучше воздержаться».

«РБК Pro» решил разобраться, в каких случаях кредиторы и суды выбирают эту процедуру, а в каких предпочитают продавать имущество по частям. Для этого мы изучили судебную практику последних пяти лет.