«Из-за действий Минфина США поставлены под удар не только российские, но и американские и европейские энергомашиностроители»
— Вы возглавили «Силовые машины» в сентябре 2018 года — через девять месяцев после того, как США включили компанию в санкционный список. Что предприняли для минимизации влияния санкций?
— Мы отказались от использования доллара США в расчетах, перешли на защищенные маршруты платежей, отказались от оборудования американских поставщиков. Уверен, что ущерб нанесен не только нам (в части осложнения исполнения наших контрактов). По сути, из-за действий Минфина США поставлены под удар не только российские, но и американские и европейские поставщики энергооборудования, опасающиеся вторичных санкций.
— Можете оценить ущерб для них в деньгах?
— Для американских поставщиков это сотни миллионов долларов. Например, в нашем вьетнамском проекте ТЭС «Лонг Фу-1» доля американских и связанных с американским капиталом поставщиков была около 30%: паровые турбины с генераторами GE, теплообменное оборудование испанцев с акционерным капиталом США и так далее.
— Кто-то из ваших контрагентов с американским капиталом пытался получить разрешение Минфина США на продолжение деятельности?
— Некоторые получили, но эти разрешения позволяют только завершить уже заключенный контракт. При этом все наши контрагенты разделились на две группы — те, кто ни при каких условиях не готов с нами взаимодействовать, таких, к счастью, немного; и те, кто готов продолжать работу при обеспечении нормальной инфраструктуры: смены валюты, перехода на защищенные маршруты платежей и так далее.
— Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов после введения американских санкций попросил правительство России поддержать компанию. Одно из его предложений — софинансирование разработки отечественной газовой турбины — уже одобрено. О чем он еще просил и чем вам поможет государство?
— Во-первых, мы и другие санкционные компании попросили правительство внести изменения в законодательство и не применять штрафные санкции за несвоевременный возврат валютной выручки, так как банки отказывались ее перечислять. Мы представили документально оформленные доказательства таких отказов, и после этого правительство поддержало наши предложения.