Материал раздела Основной
Андрей Дальнов

Эволюция рынка мяса: что ждет российских производителей через 10–20 лет

О том, на каком этапе развития находится российский рынок мяса, что может помешать его росту и какие компании-производители останутся в выигрыше, рассказал руководитель аналитического центра «Черкизово» Андрей Дальнов

Рынок мяса — один из наиболее важных рынков продовольствия. Его объем в деньгах составляет 2–3 трлн руб. в год. Развитие рынка мяса вызывает естественный интерес за пределами отрасли: среди политиков, экономистов, специалистов смежных отраслей, просто потребителей да и среди тех, кто по каким-либо причинам решил отказаться от его употребления. Как же будет эволюционировать российский рынок мяса? Что нас ждет через 10–20 лет?

Заглянуть в будущее нам поможет логика аналогий и некоторые концепции из экономической теории. Промышленное мясо, как и любой другой продукт, проходит через стадии жизненного цикла: рост, зрелость и упадок. Рынок США прошел через все эти стадии. Американцы достаточно похожи на россиян, и вполне логично предположить, что их настоящее — это наше будущее, конечно, если развитие нашей экономики останется поступательным.

Основным показателем, который позволяет разделить цикл жизни продукта на стадии, является реальная (с поправкой на инфляцию) цена куриного мяса. Началом цикла стало появление технологии промышленного выращивания бройлеров в середине прошлого века. Новый продукт оказался дешевле свинины и говядины, что и обеспечило его дальнейший успех.

На стадии роста рынка реальная цена курятины стабильна (то есть темп ее роста равен инфляции). Потребление курятины начинает расти, потребление «красного» мяса (свинины и говядины) начинает снижаться. На стадии зрелости реальная цена курятины снижается, курятина активнее вытесняет с рынка свинину и особенно говядину, которые являются более дорогими субститутами. На стадии упадка реальная цена курятины перестает снижаться — на какое-то время производственно-сбытовая цепочка достигает предела своей эффективности. Перестает расти и потребление курятины — рынок оказывается близок к физическому насыщению.

«Сырьевики» и «специалисты»

На стадии зрелости цены на товары массового спроса (commodity) растут, как правило, медленнее инфляции. Концентрация рынка растет — крупные компании поглощают менее приспособленных конкурентов. По типу выбранной стратегии «выживших» можно разделить на три группы: «сырьевики», «специалисты» и компании со смешанной стратегией.