Материал раздела Основной

Как изменится рынок продажи групп «ВКонтакте»

Социальная сеть «ВКонтакте» 13 июня сняла запрет на продажу сообществ. Поможет ли это решение появлению легитимного перспективного рынка или будет стимулировать мошенничество, разбирался РБК Pro
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

В сообщении о снятии запрета на продажу сообществ соцсеть заявила, что руководство «ВКонтакте» понимает, что создатели групп и пабликов вкладывают много сил в их развитие и хотят распоряжаться результатом труда так, как им это угодно.

«ВКонтакте» отметила, что в сделке по продаже сообществ она не выступает стороной или гарантом. Кроме того, передача прав может осуществляться только истинным владельцем группы, а изменение тематики паблика по-прежнему осталось под запретом. Соцсеть рекомендует желающим продать сообщество заключать договор, подключать к сделке юристов или гарантов и проверять, привязана ли приобретаемая группа к юрлицу.

О том, что означает официальное разрешение продажи групп и как это повлияет на бизнес, эксперты рассказали «РБК Pro».

Выйдет ли рынок из тени

Формирование полулегального теневого рынка купли-продажи сообществ началось с появлением первой успешной группы соцсети и, соответственно, с первыми желающими ее купить, рассказывают эксперты digital-агентства Fistashki, специализирующегося в том числе на SMM-маркетинге. Но вопрос, «как это сделать, если не украсть», висел в воздухе.

Рынок формировался «в тени», поскольку «во-первых, сама компания «ВКонтакте» официально запрещала подобные сделки, а, во-вторых, процесс передачи сообществ был связан с высокими рисками, так как покупатель или продавец могли обмануть друг друга в любой момент», — считает Дарья Толмачёва-Соболевская, SMM-директор Fistashki.

«С 2016 года теневой рынок начал активно расти, во многом из-за введения сетью возможности полностью передавать права владения и управления сообществом. До этого времени аккаунт создателя группы со статусом «Владелец» не мог быть полностью разжалован и удален из руководителей», — отмечает она.

Однако тот факт, что соцсеть не будет выступать стороной сделки, остается главным барьером для формирования полностью легального цивилизованного рынка продажи сообществ, считают в Fistashki. Вероятно, возрастет и количество мошеннических операций, согласна Дарья Черёмухина, руководитель контент-продакшена группы креативных агентств Possible Group. Она советует относиться к покупке групп (после снятия запрета) так же ответственно, как и при любой другой финансовой сделке.

Рекомендуем
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
Научитесь вести small talk и ненавязчиво укреплять социальные связи с нужными людьми — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

От тысяч до миллионов — сколько стоит паблик

На теневом рынке купли-продажи пабликов сложилось несколько бирж, куда в основном шли желающие купить, а не украсть группы, рассказывает Виктор Лапуцкий, руководитель отдела social media аналитики и автоматизации Fistashki.