Материал раздела Основной

Аутстаффинг в России: мертв или жив

Почему во всем мире рынок предоставления временного персонала активно развивается, а в России стагнирует, есть ли перспективы у аутстаффинга, кому интересна эта технология и во что она трансформируется?

У аутстаффинга (outstaffing — вывод сотрудников за штат и комплекс мер по их дальнейшему использованию в деятельности компании) в России без преувеличения сложная судьба, перелом в которой наступил в 2016 году. До этого, с начала 90-х годов XX века, аутстаффинг активно развивался: такая модель управления персоналом была выгодна в эпоху становления HR-менеджмента, трудового и налогового законодательства, постоянных кризисов и нестабильного состояния экономики. Однако к 2016 году работодатели слишком увлеклись оптимизацией процесса управления персоналом. Большое распространение получили недобросовестные схемы, в основе которых лежала модель аутстаффинга. Его использовали, для того чтобы вывести людей за штат и за счет этого сэкономить на отчислениях в Пенсионный фонд, различных компенсациях, а также снять с себя всякую ответственность за персонал.

Как это работало

  • Шаг 1. Компания переводила постоянных сотрудников из своего штата в штат агентства занятости.
  • Шаг 2. Сотрудники заключали трудовые договоры с новым работодателем — агентством или фирмой-посредником.
  • Шаг 3. Компания нанимала этих же людей на те же позиции, но уже как временных сотрудников.

Естественно, не все компании пытались за счет возможностей аутстаффинга сэкономить на налогах. Использование временного персонала было экономически оправданно и целесообразно и с точки зрения добросовестных работодателей: для выполнения временных, сезонных или проектных работ.

«До 2016 года на нашем предприятии была распространена практика найма сотрудников на временные разовые работы, сотрудничали с агентством. Тогда это было актуально, так как высококвалифицированных рабочих — маляров, сварщиков, такелажников, стропальщиков, знакомых с отраслевой спецификой работы, — можно было пересчитать по пальцам. И большинство из них предпочитали временную занятость, им это тоже было выгодно: востребованность, постоянная загрузка, хорошая оплата. Рабочие приходили бригадами, выполняли заказ, потом уходили, в случае необходимости контракт продлевали», — рассказал сотрудник одного из крупных промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

Рекомендуем
Команда мечты: как нанимать и удерживать лучших
За три дня на интенсиве РБК Pro вы узнаете, как грамотно проводить собеседования и оценивать навыки и мотивацию кандидатов
Пройти интенсив

Дошли до Рубикона

В 2016 году вступил в силу ФЗ № 116 «О заемном труде», а в Трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения, призванные защитить права постоянных и предоставляемых работников.

Закон № 116 установил для аутстаффинга серьезные ограничения:

  • максимальный срок предоставления временного персонала не превышает девяти месяцев;
  • количество временных сотрудников не должно превышать 10% от штатной численности персонала компании;
  • временных сотрудников можно привлекать для замены отсутствующих по уважительным причинам штатных работников с сохранением за последними их места либо для выполнения сезонных или проектных работ;
  • оплата труда временных работников должна быть не ниже, чем постоянных;
  • в случае если временный сотрудник занят на вредных или опасных работах, ему должна выплачиваться компенсация, аналогичная той, что положена штатному персоналу;
  • установлены жесткие требования к агентству занятости, предоставляющему услуги временного персонала.

Дорого и невыгодно

По подсчетам Ассоциации частных агентств занятости, если в 2015 году объем рынка заемного труда составлял 36,6 млрд руб., то после его регламентации и фактического запрета заемного труда он стремительно рухнул: в 2016 году его объем едва превысил 12,7 млрд руб. Услуги аутстаффинга подорожали на 30–40%, стоимость временного сотрудника оказалась сопоставимой с приемом его же в штат.

Компании начали искать выход из положения. Около трети из них стали оформлять нанимаемых людей в штат. «С 2016 года использование предоставленного труда работников сошло на нет: предприятию такая модель работы стала экономически невыгодной. Теперь мы открываем вакансии и берем людей в штат, вкладываемся в обучение молодых ребят азам специальности», — продолжает рассказ сотрудник петербургского предприятия.