Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 27.06.2019, 12:55
Моисей Фурщик

Какие перспективы открывают бизнесу высокоскоростные магистрали

Строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) принято считать транспортными проектами. Однако в разговорах об эффективности часто упускают из виду, что ВСМ создают потенциал для развития нетранспортного бизнеса

Нужны ли ВСМ в России

Весной с новой силой вспыхнули дискуссии о будущем высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России. Итогом обсуждений на высшем уровне стал некий компромисс. С одной стороны, приоритетом теперь заявлена трасса Москва — Санкт-Петербург. С другой стороны, проект ВСМ Москва — Казань, подготовкой которого занимались последние несколько лет, не был исключен из комплексного плана развития магистральной инфраструктуры.

Считается, что высокоскоростная железнодорожная магистраль — это выделенная линия, обеспечивающая движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч. При этом проект ВСМ Москва — Казань предусматривает максимальную скорость 360 км/ч.

Для сравнения, «Сапсан» может разгоняться лишь до 250 км/ч, а «Ласточка» — до 160 км/ч. Фактическая средняя скорость по скоростной магистрали (СМ) Москва — Санкт-Петербург сейчас составляет около 180 км/ч.

Неправильно считать ВСМ лишь транспортным проектом. Благодаря промежуточным остановкам и стыковочным пунктам, о которых часто забывают в разговорах об эффективности, создаются мощные региональные точки роста. Предприятия выводятся из мегаполисов, повышается доступность туристических объектов, активизируется жилищное строительство. Фактически такая магистраль «сжимает» пространство, что очень актуально для России с ее огромными просторами и соответствующими расстояниями. То есть радикально увеличивается территория, привлекательная для жизни и ведения бизнеса.

Действительно, мировой опыт показывает, что развитие ВСМ ведется не только и не столько для соединения между собой крупнейших городов, которые и так имеют налаженное авиасообщение. Ключевая задача — повышение связности территории страны, в том числе увеличение привлекательности депрессивных территорий.

Например, в Китае, где проложено около 30 тыс. км высокоскоростных магистралей, в последние годы строительство в значительной степени осуществляется не в густонаселенных и развитых регионах, а в более проблемных провинциях.

Зарубежный опыт убедительно демонстрирует, что удачные проекты ВСМ заметно разгружают мегаполисы и способствуют экономическому буму на прилегающих территориях. Что интересно, скоростные автомагистрали такого масштабного эффекта не дают. Среди причин — гораздо более низкая скорость автотранспорта, меньшие комфортабельность, провозная способность и регулярность автобусного сообщения.

Рекомендуем
Опция Абонемент на интенсивы от РБК Pro
Каждый месяц вы сможете выбирать любой интенсив и проходить его в удобном для вас формате
Подключить опцию

Новые территории — новые проекты

Промежуточные станции ВСМ создают огромный потенциал для развития нетранспортного бизнеса. И таких остановок не так мало, как можно было бы подумать.

Сколько промежуточных станций на строящихся ВСМ

  • Проект «Москва — Казань» предусматривает 14 промежуточных станций, хотя на них будут останавливаться и не все поезда. Причем эти остановочные пункты сильно отличаются по масштабу: от региональных столиц (Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары) до маленьких городков (Петушки, Гороховец, Помары).
  • На трассе Москва — Адлер предварительно планируется около 30 промежуточных станций, включая Тулу, Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар.

Вокзал ВСМ обычно подразумевает стыковку с другими видами транспорта — автобусами, обычной железной дорогой, а в отдельных случаях — с аэропортом. Соответственно, предполагается строить довольно крупные объекты, где на правах аренды будут размещаться торговые точки, кафе и рестораны, небольшие отели, офисные помещения и т.д.

Фото:РБК
Фото: РБК

На графике дана оценка типичного распределения площадей среднего по размеру транспортно-пересадочного узла (ТПУ), сделанная с учетом мирового опыта. Относительно невысокие значения для гостиничных и офисных площадей объясняются тем, что не каждый вокзальный комплекс имеет в своем составе подобные объекты. Здесь видно, что непосредственно под оказание транспортных услуг отводится лишь немногим более половины общей площади ТПУ.

Но гораздо больший масштаб бизнеса возможен не в самих ТПУ, а на прилегающих территориях. Тысячи гектар вокруг новой станции ВСМ сразу же получат огромный прирост в инвестиционной привлекательности. Причем расположение многих вокзалов ВСМ специально планируется на незастроенной территории, чтобы вовлечь ее в оборот (другая причина — необходимость спрямления железнодорожной линии для обеспечения высоких скоростей).

В ходе проекта, который наша компания совместно с Nomura Research Institute (Япония) выполняла по заказу структур РЖД, были сделаны оценки бизнес-потенциала по освоению прилегающих территорий для семи перспективных линий скоростных магистралей (СМ) и ВСМ.

В большинстве случаев в окрестности станций предполагается значительное жилищное строительство, то есть появление тысяч новых жителей (суммарно — порядка 1,3 млн человек в рамках рассматриваемых магистралей). Естественно, для этих людей желательно создать рабочие места в непосредственной близости от места проживания. И высокая транспортная доступность обеспечит такие возможности. Это может быть как перенос производств или отдельных функций из мегаполиса с целью снижения затрат, так и появление совершенно новых предприятий, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.

Что можно построить в окрестностях железнодорожных станций