РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Вячеслав Белобжецкий

Размерный ряд: чем маркировка обуви грозит рынку логистических услуг

Право Статьи Опора России
С 1 июля в России обязательна маркировка обуви. Государство утверждает, что она поможет бороться с контрафактом, которого на рынке, по разным оценкам, от 10 до 35%. Одно из звеньев, кому система выгодна, — крупные логистические операторы

С 1 июля в России стала обязательна маркировка обуви. Одна из целей создания системы — борьба с нелегальной продукцией. Для того чтобы разобраться, насколько важно решить эту задачу, нужно понимать, каков объем такой продукции на рынке.

Серая обувь

По оценкам представителей логистических компаний, работающих с обувью, доля контрафакта на обувном рынке может достигать 30–35% в зависимости от сегмента.

Юридически контрафактным называется товар, созданный на основе существующего оригинала с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Иными словами, обувь с логотипом известного бренда, выпущенная нелегально, — это контрафакт.

Также в России контрафактом считается и параллельный импорт, то есть ввоз оригинальных товаров по неофициальным каналам (не через официального дистрибьютора). С точки зрения бизнеса наличие такого вида импорта в России можно рассматривать как положительный фактор, а вот для потребителя он может означать (и обычно означает) завышенную цену вследствие ограничения конкуренции.

Помимо контрафактной продукции существует контрабандная продукция, которая нелегально ввезена на территорию РФ. Объединив понятия «контрафактный», «контрабандный» и «нелегально произведенный» (без уплаты налогов на подпольных фабриках) в «нелегальный», можно смело говорить о 25–30-процентной доле рынка такой обуви. В магазинах класса премиум доля контрафакта с большой вероятностью значительно ниже из-за необходимости продавцов «блюсти марку». Так же как и в крупных сетях, которые находятся на особом контроле со стороны разных проверяющих органов (по рангу, принадлежности и географии).

Почему маркировка, скорее всего, не решит проблему контрафакта

На сайте национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» (система, созданная Центром развития перспективных технологий — ЦРПТ) указаны выгоды для бизнеса от введения маркировки: