Материал раздела Основной

«Без крови конкурентов»: Чан Ким и Рене Моборн — о поиске новых рынков

Чан Ким и Рене Моборн убеждены, что для борьбы с конкурентами иногда нужно просто от них уйти, создать что-то в меру инновационное, в меру ценное и быть честным
Чан Ким и Рене Моборн
Чан Ким и Рене Моборн (Фото: blueoceanstrategy.com)

«Алые» и «голубые океаны»

Основная идея авторов бестселлера «Стратегия голубого океана» сводится к тому, что организации могут уйти от жесткой конкуренции, если найдут нетронутые области, в которых не будет соперников, но будет потенциал роста.

Большинство современных рынков поделены между парой-тройкой компаний, которые конкурируют между собой. Время от времени они перехватывают друг у друга небольшие доли, но с большими затратами и на короткий срок. Конкурентные рынки — это «алые океаны». «Алые» из-за «крови» конкурентов, активно борющихся друг с другом. Напротив, рынки, на которых нет конкуренции или ее очень мало, авторы называют «голубыми океанами». Чтобы обойти конкурентов, компании вынуждены находить или создавать новые рыночные ниши или целые рынки (так называемые голубые океаны), на которых они могут хотя бы на небольшой срок, но стать монополистами.

Нащупать «голубой океан» можно разными способами. Для этого нужно понимать, что соперники вашей фирмы находятся не только в границах рынка, но и за его пределами. Конкурентами могут оказаться компании, предлагающие альтернативные вашим продукты или услуги. Например, для управления финансами клиент может воспользоваться услугами консультанта, мобильным приложением или бумагой с ручкой. Поэтому важно анализировать конкурентов не только своей сферы, но и альтернативных.