Материал раздела Основной

Куда идет ИТ-индустрия в России: траектория развития

Василий Васин, основатель компании RedSys — о том, как будет развиваться российская отрасль информационных технологий в ближайшие пять лет
Фото: РБК
Фото: РБК

Отечественный ИТ-рынок развивается достаточно динамично, но по объему все еще отстает от рынков Европы, США и Китая. По данным International Data Corporation (IDC), в 2018 году объем мирового рынка продажи ИТ-услуг достиг $980 млрд, где на Россию пришлось всего 2,3%. Тем не менее цифровизация у нас набирает темпы и способствует повышению конкурентоспособности экономики. Согласно прогнозу McKinsey, через пять лет благодаря этим процессам ВВП страны может вырасти на 19–34%, доля цифровой экономики в нем составит 8–10%.

На отечественном рынке сложилось несколько приоритетных направлений роста ИТ-рынка в ближайшие пять лет.

1. Искусственный интеллект (AI) и машинное обучение (ML)

По данным исследования «Венчурный барометр» за 2018 год, AI-разработки наряду с финтехом — наиболее привлекательные сферы для венчурных инвестиций. Управляющий директор Accenture Russia Мария Григорьева 1 апреля заявила «Интерфаксу», что к 2021 году объем российского рынка искусственного интеллекта может достигнуть 48 млрд руб. против 2,1 млрд руб. в 2018 году.

Вероятно, основным драйвером роста этого рынка будет промышленность, где машинное обучение позволяет повысить эффективность производства на 5–20%. В исследовании компании «Цифра» и Российского союза промышленников и предпринимателей прогнозируется, что объем российского рынка AI в промышленности к 2021 году достигнет $380 млн (почти 25 млрд руб. при нынешнем курсе).

Машинное обучение и искусственный интеллект применимы в массе областей — от борьбы с промышленным браком, оптимизации производства, складского хозяйства и информационной безопасности до управления персоналом и маркетинга. И уже сейчас российский рынок делает смелые шаги в использовании этих технологий.

Как российские компании используют машинное обучение и искусственный интеллект

  • В банке ВТБ запущена кросс-канальная система противодействия мошенничеству на базе методов «машинного обучения» и углубленной аналитики.
  • Росбанк с помощью AI выбирает оптимальное расположение розничных отделений.
  • Бинбанк использует искусственный интеллект в маркетинговых коммуникациях, что, как утверждают в кредитной организации, позволило в три раза снизить стоимость привлечения новых клиентов.
  • Новолипецкий металлургический комбинат выделил десятки производственных процессов, в которых возможно применение ML-технологий, и теперь последовательно отрабатывает каждый из них.
  • По данным сети «Рив Гош», искусственный интеллект с точностью до 47% оценивает шансы прихода в магазин того или иного держателя карты лояльности и в 33% случаев угадывает, какие два товара из десятков тысяч человек купит в ближайшие две недели.
  • Сеть гипермаркетов «Лента» работает над усилением клиентоориентированности, используя прогнозную аналитику и машинное обучение.

Оптимизация конкретного бизнес-процесса с помощью технологий AI и ML позволяет сэкономить всего 3–5%, но в конечном итоге общий эффект может быть огромным, поскольку в любой сфере деятельности таких бизнес-процессов могут быть десятки.

ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
Интенсивы 3 дня

2. Облачная инфраструктура

Российские компании массово переходят на облачные хранилища данных (IaaS), и этот процесс далек от завершения. Аналитики Xelent выяснили, что более 42% российских компаний уже используют облака, а еще 34% планируют делать это (треть из них прямо сейчас ищут подходящее решение).

Компания Huawei рапортовала, что на российском рынке наблюдается ажиотаж спроса на cloud-сервисы. Это неудивительно, учитывая, что, по оценкам Ростелекома, эта технология помогает сократить издержки на ИТ на 30–70%.

Как облачные хранилища данных позволяют управлять затратами

  • Московский контакт-центр City-call использует облачное пространство для организации резервного копирования и оперативного восстановления виртуальных машин. Компания заявляет, что технология позволяет ей развиваться, не увеличивая затраты на развертывание новых серверов или площадок.
  • Авиакомпания S7 Airlines на пике развития онлайн-регистраций и продажи билетов через интернет перешла на облачные платформы. В компании утверждают, что это помогло избежать затрат на закупку нового оборудования и установку программного обеспечения.
  • По данным сети универсамов АБК, вынесение системы автоматизации сервисных служб ServiceDesk в облако оказалось более выгодным, чем обслуживание решения на собственной площадке.
  • Объединение компаний интернет-маркетинга Kokoc Group подсчитало, что 2 тыс. дополнительных серверов для решения бизнес-задач обошлась бы ей в $200 тыс. В компании решили, что будет дешевле прибегнуть к аренде облачных сервисов, так как сервера используются только час в сутки. В итоге расходы компании составили всего $2,5 тыс.

Список можно продолжать до бесконечности. Достаточно посмотреть, сколько новых сервисов предоставляют клиентам банки, которые раньше других начали использовать облака: Сбербанк, Альфа-банк, Тинькофф Банк. Даже все госуслуги уже в облачных сервисах.

Облачные сервисы коренным образом изменили структуру мирового рынка ИТ. В среднесрочной перспективе их роль будет только усиливаться. По прогнозам Gartner, мировой рынок публичных облачных услуг в 2019 году вырастет на 17,5% по сравнению с 2018 годом, до $214,3 млрд. Рост произойдет за счет миграции в облака малых и средних предприятий. Для них миграция выгодна с точки зрения сокращения расходов и управления инфраструктурой: не нужно содержать ИТ-специалиста, закупать оборудование. А если требуется масштабировать какое-то решение, не придется тратить лишние деньги и время.

3. Кибербезопасность