Без жажды крови: как построить бизнес на заменителях мяса
«Кажется, куриное бедро, — думал Ферран Адрия, — возможно, какое-то органическое мясо, выращенное на естественных кормах, определенно где-то на юге Франции». Шеф-повар легендарного испанского ресторана El Bulli в 2011 году дегустировал загадочное мясо, приготовленное его голландским другом, и тщетно пытался понять, что же ему подали. Блюдо было изумительным, текстура мяса не оставляла сомнений в качестве.
Только это было не мясо. Адрия стал жертвой гастрономического розыгрыша — вкусовые рецепторы подвели шеф-повара, убедив, что он ест птицу. На самом деле блюдо полностью состояло из приправленной специями сои, это был фирменный продукт компании с остроумным названием «Мясник-вегетарианец» (или De Vegetarische Slager на голландском).
Компания с восьмилетней историей выпускает более 40 аналогов различных мясных продуктов. Но все они, от копченых колбасок до шашлычных наборов и нежного фарша, на 100% вегетарианские. Бизнес идет в гору: 70 сотрудников, поставки в 17 стран мира, а валовая прибыль по итогам 2017 года составила $29 млн. У De Vegetarische Slager есть свое вегетарианское кафе в Гааге, а в марте 2018 года компания открыла в Бреде завод с не менее ироничным названием — «Травяная скотобойня».
Основатель «Мясника-вегетарианца» Яаап Кортевег провел 20 лет на собственной ферме и не предполагал, что однажды его бизнес превратится в целую империю. Он даже не был вегетарианцем. Фермер начал переосмысливать свое отношение к мясу только после вспышки свиного гриппа в Брабанте — регионе на юге Нидерландов, где свиней больше, чем людей. Из-за эпидемии пришлось забить миллионы голов скота.