Материал раздела Основной

Аналитики назвали главные итоги торговли лекарствами в 2018 году

Фармацевтика Ретейл Аптеки Продажи Статьи РБК
Информация могла устареть. Дата публикации: 21.03.2019
Посмотрите более актуальные материалы:
Как продвигаться фармкомпании в 2021 году
Главные итоги 2018 года для аптечных сетей: они развиваются за счет сделок M&A, готовятся к приходу непрофильных игроков из продуктовой розницы и к легализации продаж в интернете, а также вынуждены мириться с падением продаж сопутствующих товаров
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

Главные тренды отечественного аптечного рынка

Первые двадцать крупнейших по выручке аптечных сетей в 2018 году контролировали 58% всех продаж лекарств и сопутствующих товаров, подчитали аналитики DSM Group. По их оценке, совокупная выручка топ-20 увеличилась на 17,5%, до 711 млрд руб. За прошедший год у первой двадцатки число розничных точек увеличилось — в том числе и за счет сделок по слиянию и поглощению (M&A) — на 13%, до 28,9 тыс. точек. Это 40% всех существующих в России аптек.

Ставка на M&A

Передел российского фармацевтического рынка в пользу федеральных аптечных сетей стал «необратимой реальностью», констатировали аналитики DSM Group. Тренд на слияния и поглощения прослеживается на рынке уже не первый год, и связан он прежде всего с тем, что единичные аптеки в текущих условиях не выживают из-за низкой рентабельности фармацевтической розницы, которая сегодня составляет около 2%, объяснила исполнительный директор саморегулируемой организации «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова. По ее словам, у крупных сетей и маркетинговых ассоциаций есть возможность обеспечить дополнительную доходность аптечного бизнеса благодаря крупным контрактам с производителями, наличию эксклюзивной продукции, в том числе собственных торговых марок.

Тенденция к M&A на российском фармрынке обусловлена тем, что он перестал расти органически, рассказал управляющий собственник сетей «Неофарм» и «Столички» Евгений Нифантьев. При большом количестве уже действующих аптек, единственным конкурентным преимуществом которых, как правило, является цена и, как следствие, низкая рентабельность, покупать их зачастую становится выгоднее, чем открывать собственные торговые точки.

Интерес для сделок M&A представляют активы с минимумом долгов, хорошими локациями и внятной бизнес-стратегией, отметил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Дальнейшая консолидация будет проходить как с участием федеральных компаний, так и за счет мультирегиональных игроков — таким образом будут формироваться крупные региональные сети, широко представленные в двух-пяти регионах, предположил Беспалов.

Отрицательная динамика «36,6»

Из топ-20 единственной сетью, зафиксировавшей падение доходов (на 12%, до 50,6 млрд руб.), оказалась «Аптечная сеть 36,6». Это связано в том числе с очередными переменами в структуре собственников, обратили внимание аналитики DSM Group. В марте 2018 года стало известно, что акционеры Владимир Кинцурашвили и Иван Саганелидзе выходят из бизнеса, но с условием, что они получают часть аптек — а именно 12 точек A.v.e. Luxury и питерскую сеть «Фармакор», которая стала частью «Аптечной сети 36,6» в конце 2017 года.

После смены руководства компания провела оптимизацию и закрыла более 20% аптек, которые были убыточными, сократив их количество по итогам до 1,3 тыс торговых точек. Новая стратегия компании предполагает развитие в регионах и выход на рынок госзакупок.

Прошлый год был «годом оздоровления» и работы над эффективностью каждой аптеки, рост средней выручки на одну аптеку за год составил 7%, рассказала коммерческий директор «Аптечной сети 36,6» Евгения Ламина. В этом году сеть планирует «качественно усилиться» в регионах присутствия.

Появление непрофильных игроков

Фармацевтическая розница остается привлекательным направлением для выхода на этот рынок непрофильных игроков. Подтверждением этому аналитики DSM Group называют действия второго по размеру выручки в России ретейлера — сети «Магнит»: она начала развивать аптеки как отдельное розничное направление. Сейчас под брендом ретейлера работает около 100 аптек, большая часть из которых открывается небольших населенных пунктах, где нет конкуренции с федеральными и региональными сетями.

Для выхода на рынок фармацевтической розницы необходимы очень большие вложения при непредсказуемом результате, отметил Нифантьев. Поэтому, по его мнению, в текущих условиях не приходится ожидать успешного выхода на рынок новых игроков, поскольку рынок сложный — доходности фактически нет, а пул основных действующих лиц уже сформирован.

Выход на этот рынок сейчас себе могут позволить только представители «большой розницы», поскольку у таких структур есть и финансовые, и организационные возможности, а вероятность появления компаний «снизу» крайне мала, считает Беспалов из RNC Pharma. Тем не менее это не означает, что при грамотном управлении небольшая сеть не сможет противостоять экспансии глобальных игроков, добавил эксперт.

Потеря парафармацевтики

Аналитики DSM Group также обратили внимание на следующий тренд: парафармацевтический ассортимент, то есть сопутствующие лекарствам товары, переместился из аптек в обычные розничные сети и онлайн. Особенно это актуально для косметических средств. По данным Пресняковой из Ассоциации независимых аптек, в среднем парафармацевтика занимает 20-30% аптечного ассортимента, Беспалов из RNC Pharma оценил ее долю в 18-20%.

Для аптек этот сегмент долгое время играл роль важного генератора маржи, наценки здесь были в 3-4 раза больше, чем на лекарственные препараты, рассказал Беспалов. Но из-за падения доходов потребители стали искать возможность сэкономить и переориентировались на супермаркеты, которые предлагают аналогичную продукцию по меньшим ценам. Всплеск продаж парафармацевтики в аптеках возможен, только если кардинально улучшится ситуация с доходами населения, но предпосылок для этого нет, констатировал эксперт.

Успех альтернативных каналов продаж в этом сегменте также связан с развитием трансграничной торговли и присутствием на рынке таких международных онлайн-ретейлеров, как iHerb, которые конкурируют с традиционными сетями за счет более низкой цены, поскольку им не приходится платить в России налоги, отметил Нифантьев. Кроме того, крупные международные производители косметических товаров, такие как Procter & Gamble и Johnson & Johnson, дают продовольственной рознице по сравнению с аптечными сетями более низкую закупочную цену.

Все готовятся к онлайн-торговле лекарствами

При легализации интернет-торговли лекарствами в онлайн перетекает около 10% продаж, проанализировали зарубежный опыт аналитики DSM Group. Опрошенные РБК эксперты считают, что и в России сегмент онлайн-торговли лекарственными препаратами вряд ли займет более 20% всех продаж.

У фармацевта в России остается социальная функция — покупатели обращаются к нему за советом и должны получить помощь в рамках квалифицированного фармацевтического консультирования, напомнила Преснякова. По ее мнению, даже на то, чтобы онлайн-аптеки заняли 10% рынка, потребуется время. Сегмент онлайн-продаж займут преимущественно уже существующие в офлайне игроки, уверен Нифантьев.

В 2017 году объем нелегальной дистанционной торговли лекарственными препаратами составил 73 млрд руб., или 5% всех розничных продаж лекарств, по оценке Ассоциации компаний интернет-торговли. Объем легального рынка, когда в интернете товары только бронируются, но оплатить и получить их можно только в аптеке — 14,4 млрд руб. Данных за 2018 год пока нет.