РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

За 10 лет доля иностранных арендаторов в офисах Москвы сократилась вдвое

Недвижимость Офисы Менеджмент Статьи РБК
За последние десять лет доля зарубежных арендаторов сократилась почти вдвое, с 66% в 2009-м до 39% в 2018 году

За последние десять лет доля иностранных арендаторов на рынке качественной офисной недвижимости в Москве значительно сократилась. Если в 2006–2008 годах они занимали больше половины рынка, то к 2018-му их доля сократилась до 38%, подсчитали аналитики компании Knight Frank.

Наибольший показатель был зафиксирован в 2009 году: тогда доля зарубежных арендаторов достигала 66%.

Минимальной доля иностранцев была в 2016–2017 годах — около 35–38%. В прошлом году этот показатель вырос, что может говорить о возможной тенденции к росту.

В 2006–2007 годах многие зарубежные компании выходили на российский рынок и стремительно развивались и, как следствие, активно арендовали офисные площади для своей деятельности в качественных бизнес-центрах. Тогда доля иностранных компаний в структуре сделок с офисной недвижимостью в Москве превышала 50%. Три компании из «большой четверки» в 2006 году арендовали в совокупности более 100 тыс. кв. м офисных площадей. Тогда же PwC арендовала 32,5 тыс. кв. м в БЦ «Белая площадь», там же Deloitte взяла в аренду 29 тыс. кв. м, а KPMG — 12 тыс. кв. м в БЦ «Башня на набережной», где впоследствии расширилась до 16 тыс. кв. м.

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank

«Интересно отметить, что в пик кризисов на рынке офисной недвижимости доля зарубежных компаний росла и превышала 50%. Особенно ярко это видно в 2009 году, когда доля иностранных компаний увеличилась до 66%. В этот период в силу общеэкономических факторов российские компании проявляли низкую деловую активность в части аренды офисных площадей, значительно сокращая количество сделок в абсолютных цифрах. Еще одна причина — это девальвация рубля, которая для зарубежных компаний делала аренду офисов в рублях более доступной».

В 2014–2015 годах доля зарубежных компаний по отношению к российским арендаторам в общей структуре сделок аренды была не столь значительной, как в 2009-м, однако превышала 50%. В этот период крупные сделки закрыли PepsiCo (13 тыс. кв. м в БЦ «Алкон») и Adidas (20 тыс. кв. м в БЦ «Крылатские холмы»).

В 2015 году соотношение снова изменилось в пользу российских компаний: их доля превысила 60%. По мнению экспертов, это связано с макроэкономическими показателями и активным импортозамещением.

В 2016 году самой крупной сделкой стала аренда «Яндексом» 10 тыс. кв. м в БЦ «Аврора». В 2017-м «ВымпелКом» арендовал около 17 тыс. кв. м в культурно-деловом комплексе «Большевик», а Tele2 — 13 тыс. кв. м в БЦ ComCity. В прошлом году ПАО «ФСК «ЕЭС» арендовало около 19,6 тыс. кв. м в бизнес-центре «Новион».

Как отмечают аналитики, в структуре спроса российских компаний большую долю занимают государственные структуры. Именно они в период 2016–2017 годов проводят ряд крупных знаковых сделок по покупке: ВТБ купил башни «Евразия», правительство Москвы приобрело 55 тыс. кв. м офисных площадей в БЦ «Око», Россельхозбанк выкупил 44 тыс. кв. м в «IQ Квартале», АИЖК купило там же 74,6 тыс. кв. м, на которых разместятся несколько министерств правительства России.