Материал раздела Основной

Сможет ли оператор платежей Adyen удержать темпы роста

Интернет-торговля Кейсы Bloomberg
Информация могла устареть. Дата публикации: 20.02.2019
Одна из самых ярких технологических компаний Европы последних лет успешно провела IPO, среди ее клиентов такие гиганты, как Uber и eBay. Bloomberg рассказал историю успеха и разобрался, что может пойти не так
Фото: Jasper Juinen / Bloomberg
Фото: Jasper Juinen / Bloomberg

Питер ван дер Дус не похож на стереотипного топ-менеджера из Кремниевой долины, который любит шумные вечеринки и частные самолеты. Годами он колесит по Амстердаму на велосипеде, который у него еще со школы. В свободное время обычно ходит в походы с семьей, а не летает в Сен-Тропе или на Ибицу. На встречу с потенциальными инвесторами перед IPO компании Adyen ее руководитель, несмотря на рост под два метра, шесть часов летел эконом-классом. Политика компании, говорит сам ван дер Дус.

Тихая, экономная и надежная — такой компанию Adyen представили инвесторам. Этот образ помог с момента IPO в июне 2018-го практически удвоить рыночную оценку малоизвестной голландской фирмы до $21,8 млрд, сделав ее одной из самых ярких цифровых компаний в Европе. Если вы пользовались Uber, подписывались на Netflix или оплачивали Spotify Premium, скорее всего, операция по вашей карте прошла через Adyen. Еще одно развлечение, которое себе позволяет глава компании, — альпинизм, и уроки этого хобби он выносит с собой в жизнь. «Есть конкретные соображения, руководствуясь которыми ты выбираешь определенный путь, — говорит ван дер Дус. — Надо не попасть в ловушку, угрожающую альпинисту, который видит короткий путь».

На рынке цифровых платежей, который оценивается в $2 трлн, от других игроков вроде PayPal, Stripe или Alipay компанию Adyen отличает то, что она работает по принципу «одного окна». Если другие компании обслуживают одно или два звена в запутанной цепи перемещения денег от потребителя к продавцу, Adyen берет на себя весь процесс от проверки на мошенничество до взаимодействия с Visa и Bank of America, чтобы удостовериться в получении оплаты продавцом. Благодаря этому компания обрабатывает новые транзакции от существующих клиентов практически без дополнительных затрат, говорит Jan Hammer, партнер компании Index Ventures, которая инвестировала в Adyen.

С тех пор как летом прошлого года инвесторы в поисках беспроигрышных сделок довели рыночную стоимость компании до более $25 млрд — значения, сопоставимого со Spotify Technology, аналитики неоднократно говорили, что темп, который взяла Adyen, будет сложно удержать. Несмотря на рост выручки в первом полугодии 2018 года на 75%, до €48,2 млн (около $54 млн), аналитик Buckingham Research Group Кристофер Брендлер отмечает, что стабильность такого роста вызывает у него большие вопросы. При этом энтузиазм рынка практически не оставляет компании места для маневра. Даже наши оптимистические прогнозы заложены в цену, писал Ришар-Максим Боду, аналитик инвестиционного банка Bryan, Garnier & Co, который советует продавать бумаги компании. Логика такая: когда твоя цена превышает прогноз по выручке в 140 раз, нет другого пути, кроме как вниз.

С чего все начиналось

Основанная в 2006 году Adyen предвосхитила развитие мобильного интернета. За десять лет до этого Питер ван дер Дус, работавший в голландском издательстве учебников Reed Elsevier, стал коммерческим директором BiBit, одной из первых компаний, которые занимались интернет-платежами. В 2004-м BiBit купил Royal Bank of Scotland (RBS), сумма сделки не раскрывалась. Вскоре после этого, как рассказывают ван дер Дус и другие ветераны компании, им не понравилось инициированное банком разделение между инженерами и продажниками. Однажды во время воскресной пробежки ван дер Дус и сооснователь BiBit Арнаут Схяйф придумали сделать мобильный сервис интернет-платежей. Рядом эти двое представляли интересное сочетание: высокий и худой, с гладко выбритой головой ван дер Дус бежит рядом с гораздо более низкорослым и полным Схяйфом, который в итоге стал сооснователем и техническим директором Adyen.

В то время как конкуренты уделяли больше внимания цене, Схяйф и ван дер Дус сделали ставку на то, что продавцы будут готовы платить за более быстрые и надежные переводы. Adyen решила получить контроль над всей цепочкой операций по обработке платежа. Раньше при транзакции каждый шаг регистрировался как отдельное событие, загружался в огромную базу данных и обрабатывался большим пакетом чуть ли не один раз в день. Adyen вместо этого моментально регистрирует всю транзакцию по методу двойной записи, а клиенты могут отслеживать процесс в реальном времени.

Ван дер Дус с самого начала метил в Кремниевую долину, но американские компании услышали название его фирмы только после 2010 года, когда Groupon купила конкурирующий немецкий стартап MyCityDeal — клиента Adyen. Ван дер Дус добился, чтобы Groupon использовала их систему в операциях по всему миру, в тот момент, когда выручка сервиса коллективных скидок росла темпами, близкими к 1000% в год. С этого момента Adyen начала знакомство с другими компаниями Долины, авиакомпаниями, крупными ретейлерами и т.д. В 2012-м клиентом Adyen стал Uber, за этот год компания обработала платежей на сумму около $10 млрд. Спустя пять лет сумма выросла до $122 млрд.

Формула Adyen

Глава компании говорит, что в основе успеха лежат восемь принципов работы — так называемая формула Adyen. Среди прочего ван дер Дус обещает разработать по запросу клиента любые инструменты, при условии что они будут доступны и всем другим клиентам тоже. Система выигрывает за счет своей простоты, говорит Брендан Миллер, специалист по платежам в консалтинговой компании Forrester. Особенно ценно, по его словам, что Adyen предлагает обработку онлайн-, мобильных и офлайн-платежей в рамках одного пакета.

Также Adyen получает больших клиентов, помогая им выходить на трудные рынки вроде Бразилии или Австралии и переходя на обслуживание других направлений их бизнеса впоследствии. Этот принцип предполагает с новым клиентом начинать с малого, а затем расширяться. За несколько месяцев до презентации для инвесторов перед IPO Adyen провернула свой главный трюк, сместив PayPal с позиции основного оператора платежей для eBay с его $95 млрд транзакций в год. Эта победа подняла престиж Adyen перед IPO, особенно учитывая, что eBay был клиентом PayPal 15 лет.

На первый взгляд мало что изменилось в Adyen, несмотря на то что ван дер Дус и Схяйф стали миллиардерами. «У меня нет планов покупать огромную яхту», — подтверждает Схяйф. Ван дер Дус все еще крутит педали по Амстердаму, но недавно сменил свой школьный велосипед на более новый. Компания не участвовала в традиционной после IPO церемонии первого звонка на бирже. «Мы предпочитаем отмечать победы наших клиентов», — объясняет ван дер Дус. Нигде в офисе нет табло с ценой акций компании, и Схяйф говорит, что никто ее не обсуждает.

Что дальше

Впрочем, причиной может быть не скромность, а расчет. Отчет Adyen, который ожидается 27 февраля текущего года, станет для компании большим испытанием, поскольку инвесторы ждут признаков ослабления. Несмотря на то что ван дер Дус гордится своим тщательным планированием, компания на пути к успеху несколько раз брала на себя серьезные риски. Некоторые аналитики скептично отзываются о прошлогодней сделке с eBay и не видят в ней смысла, помимо хайпа. За привилегию включить интернет-гиганта в ряды своих клиентов Adyen заплатила около $70 млн, плюс более $83 млн в варрантах на акции — достаточно, чтобы дать площадке интернет-аукционов пятипроцентную долю, в случае если они решат их реализовать. «С финансовой точки зрения сделка гораздо более выгодна для eBay», — писал эксперт Bryan, Garnier & Co.

У аналитиков множество вариантов того, в какую сторону можно развивать бизнес Adyen. Среди них использование доступа к огромным объемам данных в стиле консалтинговых компаний и использование голландской банковской лицензии, чтобы полностью исключить из процесса компании по выпуску платежных карт. Маркус Хьюз, возглавляющий направление стратегического развития бизнеса в компании Bottomline Technologies, считает, что Adyen надо расширить модель и сгладить риски того, что Goolgle, Apple и Amazon начнут сами обрабатывать свои платежи.

Пока Stripe, Square и подразделение PayPal IZettle все больше концентрируются на стартапах, ван дер Дус продолжает ориентироваться на крупных клиентов. По его словам, чтобы работать по-другому, «нужно хорошо уметь совсем не то, что так хорошо умеем делать мы».

Материал Bloomberg Businessweek