Несмотря на хорошую экспортную конъюнктуру, которая сдерживает цены на бензин, в ближайшие месяцы стоимость АИ-92 с большой вероятностью увеличится до 45–47 руб. за литр. Но паника 2018 года вряд ли повторится, рост цен будет плавным
В январе 2019 года потребительские цены на бензин АИ-92 выросли на 0,7%, а на дизельное топливо — на 1%. Это заставило возобновить дискуссию о ситуации на рынке топлива и эффективности действующего с ноября прошлого года соглашения правительства с нефтяниками о заморозке цен на бензин. Попробуем разобраться.
Факторы роста цен
В отличие от ситуации весны—лета 2018-го сейчас главной причиной роста является не мировая конъюнктура или динамика курса рубля, а вступившие в силу с 1 января налоговые изменения.
Помимо увеличения ставки НДС на 2 п.п., до 20%, нефтяники столкнулись и с изменением отраслевых налоговых ставок. Во-первых, из-за завершения налогового маневра снизились экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты; во-вторых, выросли акцизы на моторные топлива. И то, и другое способствует росту цен на внутреннем рынке. Рассчитанная по новым правилам экспортная пошлина на бензин и дизельное топливо в январе 2019 года составила $24,2 за тонну, без налогового маневра она была бы на $4,9 (или 330 руб.) выше. Почему это важно? Наш внутренний рынок тесно связан с европейским, и большинство нефтяных компаний при установлении цен для российских потребителей ориентируются на цены net back, обычно рассчитываемые как стоимость бензина на зарубежном рынке (например, в Северо-Западной Европе) за вычетом экспортной пошлины и расходов на логистику. А значит, снижение экспортной пошлины напрямую ведет к увеличению цен net back.