Материал раздела Основной

Аутлет расправил плечи: как делать бизнес на стоках

Вендоры всеми силами стараются распродать товар полностью, но, несмотря на это, дела у аутлетов идут в гору. РБК Pro решил сломать стереотипы о секторе off-price и узнал, чем он привлекает инвесторов

Торговля стоками давно превратилась в глобальный рынок со своими крупными игроками и законами. Источники формирования излишков могут быть разными: остатки коллекций, товарные запасы закрывающихся магазинов, отмененные производственные заказы, возвраты, ошибки дизайнеров и т. д.

Основная доля приходится на одежду: по оценкам зарубежных аналитиков, за последние пять лет на мировом рынке в этой категории доля продаж со скидками выросла с 15% до 22%. В развитых странах цифры значительно выше — так, французские эксперты оценивают данный показатель у себя в 40%, отмечая, что он поднялся с 25% в 2008-м. Однако вопреки стереотипу в этом не виноваты ни кризисы, ни рост формата fast fashion.

Анна Привалова, коммерческий директор Familia:

«В кризис объем стоков никак не увеличивается, а, наоборот, сокращается, потому что все максимально оптимизируются и стараются продавать до конца. Средний по рынку процент стоков — 7%. У каких-то игроков доля стока может быть чуть больше 10%, у кого-то держится на уровне 1–2%. Даже в плохие годы доля стока на рынке обычно не превышает 15%, а в благоприятные составляет до 10%. Причем на рыночную конъюнктуру больше влияет фактор погоды, чем денежный. Но когда у вендора больше 20–25% стока — это все, смерть. Кстати, тренд на fast fashion, который сейчас набирает обороты, тоже сокращает, а не увеличивает стоки. Fast fashion характерен тем, что компания каждые две недели что-то поставляет небольшими дробными партиями, пробуя тренды. И если тренд не «заходит», компания такой товар больше не производит. Это как раз сильно влияет на оптимизацию вендоров и снижение их запасов».