В России предложили ГОСТ для готовой еды в торговле
Роскачество совместно с рабочей группой при Минпромторге разработало проект государственного стандарта для готовой еды, реализуемой в торговле. Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили два источника, участвующих в обсуждении инициативы. Первая редакция ГОСТа поступила в рабочем порядке в Минпромторг и находится на рассмотрении, уточнили РБК в пресс-службе министерства.
Вопрос усиления контроля за безопасностью и качеством готовой еды в торговле активно обсуждается после того, как летом 2024 года произошло массовое отравление блюдами, заказанными в сервисе доставки «Кухня на районе». В августе уже этого года по запросу участников рынка была создана рабочая группа для формирования нового стандарта готовой еды, напомнили в пресс-службе Минпромторга. В нее вошли торговые сети, производители готовой еды, сервисы доставки и рестораторы — в их числе «Магнит», X5, «Вкусвилл», «Лента», «Яндекс Лавка». Они выработали свои предложения, которые и были внесены в проект стандарта, уточнили в Роскачестве.
По итогам 2025 года рынок готовой еды в России, по данным INFOLine, достигнет 1,14 трлн руб., что на 20% выше уровня 2024 года. Этот сегмент — огромная возможность роста для ретейлеров, говорила в интервью РБК президент Х5 (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») Екатерина Лобачева. Она указывала на большой потенциал зарождающейся отрасли, но отмечала, что уровень безопасности продукта часто не отвечает требованиям, поэтому сами сети призывают к повышенному вниманию. «Мы (ретейлеры. — РБК) — молодцы, но есть рынок. И на этом рынке сейчас много «гаражного» производства тех же салатов и сэндвичей», — указала Лобачева. Для готовой еды, в отличие от остальных продуктов, фактически отсутствует регулирование: стандарты для кулинарии и общепита нельзя применить к упакованной еде, уточнила президент X5.
В разработанном проекте ГОСТа впервые дается определение готовой еды, которую реализуют торговые сети. Он распространяется исключительно на продукцию, изготовленную и упакованную промышленным способом. Стандарт содержит требования к безопасности готовой еды, ее упаковке, хранению, реализации и ассортименту.
Ретейлеры надеются, что стандарт станет импульсом для развития отрасли. Другие участники рынка полагают, что неравные условия для продающих готовую еду торговых сетей и ресторанов наносят удар по бизнесу. О том, что участники рынка общественного питания обеспокоены ситуацией, при которой супермаркеты активно развивают направление продаж «готовой еды», предупреждала в ноябре этого года председателя Госдумы Вячеслава Володина Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО).
Каким будет новый ГОСТ для готовой еды в торговле и что он изменит для участников рынка — разбирался РБК.