Как IT-компании кредитуют россиян и смогут ли они потеснить банки
Охлаждение потребительского кредитования в России на фоне высоких ставок практически не затронуло финтех-бизнес маркетплейсов и IT-экосистем. Их дочерние банки показали резкий прирост портфелей, следует из расчетов РБК на основе их отчетности.
За январь—август 2025 года Яндекс Банк (входит в группу «Яндекс») нарастил объем выданных физическим лицам кредитов на 17,2%, или 8,2 млрд руб. На 1 сентября розничный портфель банка за вычетом резервов составил 55,9 млрд руб. Озон Банк, принадлежащий маркетплейсу Ozon, за тот же период увеличил чистый портфель кредитов физлицам практически с нуля до 7,9 млрд руб. Помимо них более заметный прирост кредитования в абсолютном выражении показали только 11 банков, четыре из которых относятся к системно значимым. Если оценить относительные темпы, то быстрее Озон Банка в 2025 году в рознице не рос никто. Яндекс Банк занял пятое место по увеличению этого сегмента бизнеса среди банков из топ-50. По данным ЦБ, прирост кредитов населению с начала года составил 1,5%.
В сегменте микрофинансирования МФО маркетплейсов тоже активизировались. По оценкам Центробанка, в первой половине 2025 года такие компании предоставили населению и бизнесу ссуды на 474 млрд руб., или 46% всего объема новых займов. Годом ранее их доля в выдачах была менее 30%.
Почему IT-компании стали популярны как кредиторы и какую роль в кредитовании россиян они уже играют — в материале РБК.