Квазирассрочки на автомобили захватили почти 30% рынка автокредитов
В 2025 году российский рынок автокредитования захватила квазирассрочка, следует из данных F&I-системы «FAST.Авто», работающей с банками и автодилерами.
Речь идет о схеме, когда покупатель приобретает новую машину в кредит со сложной ставкой — в первые один-три года она очень низкая (до 0,01%), а затем поднимается до рыночной. В январе-июле 2025 года средняя доля таких сделок в общем количестве выданных автокредитов составила 29,7 против 12,7% годом ранее. Подобные программы стали набирать популярность на фоне роста процентных ставок, а с марта 2025 года на квазирассрочки приходится примерно треть выдач. Временно низкая ставка по таким автокредитам субсидируется производителями, которые заинтересованы в поддержании темпов продаж. Сейчас это один из ключевых драйверов рынка, признают собеседники РБК в банках.
После публикации материала в него были внесены изменения в части комментария представителя Сбербанка. Первоначальный комментарий был отозван. Впоследствии «Сбер» уточнил, что в его линейке нет продуктов, в которых льготная ставка повышается в течение срока кредита.
Еще недавно такое же активное распространение получила практика продажи жилья в рассрочку, и Банк России предпринял множество усилий, чтобы уменьшить ее распространение. Авторынок отличается от жилищного и несет меньшие риски для финансовой системы. Но заемщикам все равно следует быть осторожными, подчеркивает ЦБ.
«Основной риск заключается в том, что платеж по кредиту может существенно вырасти, когда ставка по кредиту возрастет до рыночного значения», — сказал РБК представитель регулятора. Он отметил, что условия по таким продуктам «могут быть непрозрачными, содержать скрытые комиссии и вести к удорожанию автомобиля».