Чек упал в 12 раз: как привлечь финансирование после первого раунда

Привлекать инвестиции стало сложнее. Так, по данным Venture Guide (далее в тексте приведены цифры из исследования сервиса. — РБК Pro), в 2024 году российские стартапы привлекли $101,6 млн — это в 12 раз меньше, чем в кризисном 2022 году, и в 26 раз меньше, чем в 2021-м. При этом количество сделок сократилось не так заметно: в 2024 году завершено 159 раундов, в 2022 году — 167. Рухнул средний размер сделки — с $8,6 млн до $0,7 млн.
Это объясняется уходом с рынка иностранных инвесторов и изменением структуры инвестиций:
- В 2021 году 65% инвестиций были иностранными, а в 2024 году 100% инвестиций — российскими.
- До 2022 года только 2% инвестиций получали стартапы на посевной стадии (тестирование гипотезы, Seed) и больше 60% забирали стартапы на поздних стадиях (устойчивый бизнес, раунд C+). В 2024 году соотношение стало обратным: 13% инвестиций пришлось на стартапы на поздней стадии и 27% — на посевной. С 36 до 61% выросла доля финансирования развивающихся стартапов (раунды A и B — развитие продукта и масштабирование продаж).
Таким образом, на фоне общего падения рынка и усиления конкуренции за инвестиции есть и позитивный тренд: интерес российских инвесторов к развивающимся стартапам вырос. Они предпочитают вкладывать в готовые перспективные продукты, способные завоевать рынок в горизонте двух–пяти лет.
В 2025 году стоимость капитала останется высокой — аналитики не ждут резкого снижения ключевой ставки. А значит, инвесторы будут еще более критично оценивать любые вложения — венчурный рынок России может еще больше просесть.