Если вы погружаетесь или уже погрузились в ведение бизнеса с Китаем, то у вас точно возникало ощущение, что привычные для вас западные законы деловых переговоров не работают на этом поле. А китайский партнер ведет бизнес, исходя из собственных, незнакомых вам представлений. Может, вы уже познакомились с деловым этикетом опытным путем или прочитали литературу, чтобы разобраться в вопросе, — литературы на эти темы достаточно. Все авторы сходятся в одном: китайские традиции и образование кардинально отличаются от наших. Одно из таких отличий, которое часто упоминается: в КНР нормализовано использование хитроумных уловок, основанных на древней военной стратегии. По всему Китаю существует многочисленная сеть обществ по изучению стратегий, членами которых являются тысячи людей.
О роли стратагем в китайском обществе
Стратагемы в Китае — это древние военные уловки и хитрости, собранные в труде «36 стратагем», который появился примерно в VI—V веках до н.э.
Долгое время эти приемы передавались устно, прежде чем были систематизированы и записаны. Первые упоминания о стратагемах встречаются, например, в «Истории династии Южная Ци» (правившей в 479–502 годах), где герой биографии Ван Цзинцзэ говорит о «тридцати шести стратагемах».