РБК Pro публикует отрывок из книги «Путь к процветанию: Новое понимание счастья и благополучия» психолога и основоположника позитивной психологии Мартина Селигмана. Книга вышла в издательстве «Альпина Паблишер».
Фалес считал, что все есть вода.
Аристотель считал, что все действия человека направлены на достижение счастья.
Ницше считал, что все действия человека направлены на достижение власти.
Фрейд считал, что все действия человека направлены на подавление страстей.
Гиганты мысли крупно ошибались, сводя все человеческие мотивы к одному. Монизм (философский принцип, сводящий все многообразие явлений мира к единому началу, единому закону мироздания. — РБК Pro) позволяет вам сделать максимальное число выводов из минимального числа фактов и легко проходит тест на парсимонию (положение философии, согласно которому верный ответ — самый простой). Но если данных слишком мало, чтобы объяснить разнообразные нюансы изучаемого феномена, объяснить ничего нельзя. Монизм сыграл злую шутку с величайшими мыслителями.
Из примеров монизма мне ближе всего точка зрения Аристотеля (все, что мы делаем, мы делаем, чтобы стать счастливыми), но мне категорически не нравится слово «счастье» — от частого употребления оно потеряло всякий смысл. Его невозможно использовать как научный термин или в практических целях — в образовании, терапии, публичной политике, просто пытаясь изменить свою жизнь. Наш первый шаг — разложить монистическое «счастье» на несколько терминов. Делая это, мы не просто упражняемся в семантике. Для осмысления счастья нужна теория.
«Ваша теория не может быть верна, Марти, — сказала Сения Маймин, блестяще окончившая математический факультет Гарварда, в 2005 году на вводном занятии для будущих магистров прикладной позитивной психологии. — Вы формулируете теорию счастья как теорию выбора, но в ней есть огромный пробел: вы не учитываете стремления к успеху и власти. А люди стремятся к достижениям ради достижений».
Именно тогда я по-новому задумался о счастье.