«Наш редактор сайта публикует тексты, других обязанностей у него нет. За семь лет работы он толком не выучил, как работать с админкой. Чтобы текст вышел, надо ему несколько раз позвонить с напоминалками — забывает, — рассказывает Семен Иванов, сотрудник российской госкомпании. — Копирайтеры бесятся: дайте нам доступ к админке, сами будем тексты ставить. Начальство: не дадим — он лояльный, а у вас как бы чего не вышло. Редактор получает 80 тыс. руб. У нас таких много».
Еще во времена СССР исследователь управления Владимир Герчиков вывел концепцию люмпенизированного типа мотивации. Речь о малоинициативных людях, которые согласны получать небольшие деньги за работу, на которой не надо напрягаться. Таких сотрудников — лояльных и бестолковых — в российских компаниях много. Многие даже делают успешную карьеру. Почему в России так любят «люмпенов»?