Лизинговый платеж на один грузовой автомобиль уже вырос в 1,5 раза, в 2025-м он может достичь ₽360 тыс. в месяц. Утильсбор повышен на 80%. Рентабельность транспортных компаний снизилась на 10%. Роман Ромашевский (ПЭК) — о том, как будет выживать отрасль
За полтора года ключевая ставка в России увеличилась на 64 п.п., до 21%. В результате лизинговые платежи на грузовую технику выросли на четверть год к году, до 26–27%, а стоимость строительства новых складских объектов класса А — на 16%, до 65,2 тыс. руб. за кв. м, согласно данным IBC Real Estate.
Банк России 20 декабря оставил ключевую ставку на уровне 21%. Среднесрочный прогноз ЦБ на 2025 год составляет 20% с тенденцией к дальнейшему снижению. В то же время финансисты ожидают сохранения высоких ставок в обозримой перспективе. Например, аналитики SberCIB Investment Research допускают сохранение ставки в феврале на уровне 21%, а эксперты Альфа-банка в своей инвестиционной стратегии на 2025 год прогнозируют, что ставка выше 20% сохранится в течение всего года.
Каковы последствия высокой ставки для рынка логистики и грузоперевозок, к чему это приведет и как повлияет на экономику России.
Рынок автотранспорта: взлет ставок лизинга и падение тарифов
Наиболее ощутимый эффект высокой ключевой ставки перевозчики получили после удорожания лизинга. Если в 2023 году и в первом квартале 2024-го банки заключали договоры на грузовую технику по ставке 9–10%, то уже к июню платеж вырос до 18%, к июлю — до 26–27%. Это связано не только с повышением ключевой ставки, но и с увеличением надбавки к ней — на 3 п.п. год к году, до 5–6%.