Каждый четвертый сейлер уходит с маркетплейсов в течение полугода, площадки стали невыгодны: за два года чек снизился на 20%. О том, кто на них останется, а кому следует срочно искать альтернативы и как сохранить бизнес, расскажет Дмитрий Блохин (Рег.ру)
Что происходит на рынке маркетплейсов
На торговых площадках предприниматели сталкиваются с несколькими вызовами.
Маркетплейсы активно проникают в регионы и расширяют географию присутствия. Если раньше основными центрами спроса были Москва и Санкт-Петербург, сегодня площадки делают ставку на регионы, инвестируют в создание региональных складов и пунктов выдачи, что позволяет значительно сократить сроки доставки и повысить удобство для покупателей.
Однако увеличение числа сейлеров обусловливает рост загрузки складов, из-за чего может возникнуть дефицит складских помещений, особенно региональных. Как следствие — доставить посылки пользователям в короткие сроки сложнее. Так, в связи с дефицитом складов у маркетплейсов оказалась под угрозой главная распродажа года «черная пятница» — сейлеры просто не могли отгрузить товары.
Конкуренция сейлеров растет пропорционально расширению географии. Несколько лет назад малые предприниматели активно выходили на маркетплейсы. Рынок усложнился, и теперь недостаточно просто закупить товар и разместить его на площадке — растет роль профессиональных команд, которые комплексно занимаются продвижением товаров, закупкой, планированием и общением с пользователями.
В 2023 году впервые количество зарегистрированных сейлеров оказалось ниже числа тех, кто ушел с маркетплейсов. При этом 9% продавцов на маркетплейсах занимают 80% рынка. Эксперты подчеркивают, что каждый четвертый сейлер уходит с онлайн-площадок в течение полугода как раз из-за высокой конкуренции.