«360 градусов» — метод, познавший славу и забвение, — снова в тренде: эйчары перестали бояться уронить самооценку сотрудников. Как провести оценку жестко, но справедливо и не навредить рабочему настрою коллектива, расскажет Юлия Синицына (Talent Q Pro)
В последние годы HR-менеджеры уделяли большое внимание эмоциональной поддержке и психологическому комфорту сотрудников. С этой точки зрения метод «360 градусов» казался не самым подходящим, поскольку мог быть травмирующим для людей, особенно с неустойчивой самооценкой. Сейчас виден новый тренд: корпоративная культура компаний становится более жесткой, технологичной. По результатам нашего исследования наиболее популярных требований, предъявляемых компаниями к сотрудникам (декабрь 2024 года), работодатели все меньше настроены поддерживать эмоционально уязвимых работников, а хотят видеть в команде людей стрессоустойчивых, конструктивно воспринимающих критику. Метод «360 градусов» прекрасно вписывается в эту повестку. Вопрос в том, насколько такая требовательность согласуется с дефицитом сотрудников на рынке труда.
Как работает метод и почему его репутация неоднозначна
Суть метода «оценки» сотрудников «360 градусов» состоит в том, что мнение о каждом высказывают руководитель, коллеги, подчиненные. Возможность сравнить эти мнения с собственной оценкой дает сотрудникам стимул для развития.
Почему слово оценка взято в кавычки? Речь идет не столько о точной оценке, сколько об обратной связи: сотрудник узнает, как его воспринимают другие люди, с которыми он работает бок о бок. К сожалению, такая оценка бывает субъективной.