Об авторе
Мария Нащекина — ведущий юрист практики госзакупок консалтинговой группы «Эталон». Стаж юридической практики — 13 лет. В прошлом работала в судебной системе, таможенных органах. Специализируется в том числе на обжаловании закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ.
До 2025 года порядок применения запретов и ограничений на закупку импортных товаров, а также предоставления преференций устанавливался отдельными актами. По медицинским изделиям применялось постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102, по радиоэлектронной продукции — постановление № 878 и т.д. по разным отраслям. Действовало правило «третий лишний», то есть отклонялась заявка с импортным товаром, если были две заявки с отечественным. Нацрежим по Закону 223-ФЗ существенно отличался от режима по 44-ФЗ.
Приказ Минфина России № 126н устанавливал преференцию по цене для отечественного и евразийского поставщика.
С 1 января 2025 года вступили в силу единые положения о предоставлении национального режима в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Разберем основные изменения.
1. Вводятся два перечня товаров — по наименованию и ОКПД2
Перечень № 1. Запрещена закупка товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), таких как бумага, краны, мебель медицинская, программы для ЭВМ, базы данных и т.д., происходящих из иностранных государств, а также закупок таких товаров в рамках государственного оборонного заказа.
Перечень № 2. Ограничены закупки иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). Например, промтовары, радиоэлектроника, пищевые продукты, медизделия, лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Оба перечня применяются при формировании конкурентной закупки.
Полностью запрещена закупка иностранной продукции у единственного поставщика.
При исполнении контракта замена товара на иностранный, включенный в Перечень № 1, запрещается.