Материал раздела Основной
Многие из самых богатых и успешных предпринимателей в мире являются нейроразнообразными (neurodivergent). Нейроразнообразие — это термин, который относится к разнообразию человеческого мозга и его функционирования. Он включает людей с такими состояниями, как СДВГ, аутизм и дислексия.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD) — расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
В последние годы растет осознание уникальных сильных сторон и талантов, которые приносят люди с нейроразнообразными состояниями. Это особенно актуально в мире предпринимательства. Предпринимательство связано с инновациями, креативностью, проактивным поведением и готовностью к риску. Это те навыки, которыми многие люди с нейроразнообразными состояниями обладают в избытке.
Черты СДВГ, такие как гиперактивность, дивергентное мышление, гибкость мышления, ориентация на страсть и восприимчивое любопытство, означают, что взрослые с СДВГ могут стать отличными предпринимателями, если они научатся сосредотачиваться на правильных вещах и преодолевать свою склонность к отвлечению и прокрастинации. СДВГ также ассоциируется с поведением, связанным с риском, высокой энергией и способностью быстро переключаться между задачами, что может быть полезно для управления несколькими проектами и обязанностями в условиях высокого давления. Многие известные предприниматели и миллиардеры имеют СДВГ. В этот список входят: основатель Virgin Group Ричард Брэнсон, основатель JetBlue Дэвид Ниламан, основатель Ikea Ингвар Кампрад и другие.
Именно поэтому исследователи предпринимательства стали все чаще обращать внимание на роль нейроразнообразия в предпринимательстве и инновациях. Наша исследовательская команда Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург также решила изучить, каким образом наличие симптомов СДВГ у российских руководителей малого и среднего бизнеса оказывает влияние на результаты деятельности их фирм.