Материал раздела Основной
Затраты на логистику у разных компаний разнятся, но в среднем они не должны превышать 50% от общего бюджета. Если расходы выше, значит, пора пересмотреть подход.
Ключевой вопрос, которым при этом нужно задаться, — использовать собственный штат курьеров или передать доставку на аутсорс. Как правило, малые и средние компании выбирают первый вариант. Для них это выгоднее: на содержание штата из максимум пяти курьеров и двух-трех транспортных средств уходит до 500 тыс. руб. в месяц. Однако по мере роста бизнеса увеличиваются затраты на персонал и автопарк. Вдобавок конкуренция за рабочие руки требует создания наиболее выгодных условий для курьеров, а значит, дополнительных вложений.
У крупных компаний обычно есть собственный штат курьеров — в среднем от 500 человек — и автопарк от 1 тыс. грузовиков, ежемесячное содержание которых обходится в 2–3 млрд руб. (не считая расходы на регулярное обновление и ремонт автопарка). В моменты пикового спроса — например, в период предновогодних распродаж — компаниям требуются дополнительные мощности для доставки товаров, что увеличивает логистические расходы в среднем на 15% и более. В моменты простоя транспорта крупные компании могут нести существенные убытки. Именно поэтому для них выгоднее передавать доставку на аутсорс — полностью или частично. Такой формат позволяет поддерживать высокую скорость доставки во время пикового спроса, а также экономить в среднем от 10 до 30% от стоимости содержания собственного парка.