Материал раздела Основной
По данным Роспатента, франчайзинг в России за пять лет вырос на 50% и продолжает ежегодно расти не менее чем на 15–20%. Конкуренция становится все жестче, и одним из ключевых вызовов для бизнеса становится удержание партнеров. Франчайзи ищут, где лучше. Их уход к конкуренту может быть вызван высокими требованиями, несоответствием ожиданиям, финансовыми трудностями или стратегическими изменениями на рынке.
Так, в 2014 году несколько франчайзи Subway в России прекратили свои контракты из-за высоких роялти и недостаточной поддержки со стороны компании. Некоторые из них открыли рестораны под другими брендами со схожей концепцией.
В 2017 году McDonald’s потерял около 170 точек в Индии из-за юридических споров с крупным франчайзи. Конфликт и последовавшее закрытие привели к падению доходов и потере доли рынка, которую заняли конкуренты.
А недавно российская сеть аренды пауэрбанков «Бери заряд» столкнулась с уходом одного из крупных партнеров к «МТС Юрент». С уходом франчайзи «Бери заряд» потеряла значительную часть своих точек в нескольких регионах. Это нанесло удар по присутствию бренда и потребовало пересмотра франчайзинговой модели.
Для бизнеса сотрудничество с франшизодержателями может быть очень выгодным, но компания не застрахована от утечки партнеров к конкурентам. Далее — шесть способов избежать таких рисков и создать условия, которые сохранят франчайзи и укрепят их привязанность к бренду.