Почему в HoReCa сложно добиться наказания проворовавшихся сотрудников
Автор — Андрей Тузов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «ТЕЗА», доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Специализируется на делах о мошенничестве, присвоении и растрате, злоупотреблении и превышении полномочий.
К нам регулярно поступают запросы со стороны рестораторов, которые фиксируют одну и ту же ситуацию: у собственников появляются подозрения насчет коммерческой нечистоплотности сотрудников бара. Эти подозрения подтверждаются результатами инвентаризаций, проведенных как внутренними силами, так и с привлечением аутсорсинговых аудиторских и консалтинговых компаний.
Классическая ситуация — недостачи по алкоголю: бар с участием администратора просто-напросто не пробивает чеки. Для предпринимателя это особый риск, потому что весь алкоголь идет по ЕГАИС и при любой продаже мимо кассы возникает недостоверность, не говоря уже про недополученный доход. А алкоголь — это бюджетообразующий сегмент ресторанного бизнеса, дающий основную выручку.
С возмещением прямого ущерба обычно проблем нет: суды спокойно взыскивают суммы недостачи. Но гораздо важнее показать пример: воровство не останется безнаказанным. А для этого надо хоть раз привлечь виновников к уголовной ответственности. Увы, с этим всегда проблемы: дознаватель почти наверняка вернет вам ваше заявление с формулировкой «у вас гражданские правоотношения».