Материал раздела Основной

Старый друг лучше новых двух: какое будущее ждет YouTube в России

RuTube, «VK Клипы», NUUM — многие сервисы метят на место YouTube, слухи о грядущей блокировке которого поползли с лета. Блогеры и рекламодатели пока выжидают. Стоит ли им перераспределять бюджеты, рассуждает Елисей Долгих, CEO агентства Meow Media Group
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Несмотря на серьезное падение просмотров в августе-сентябре, за первую неделю октября охваты длинных роликов на YouTube вернулись к показателям 2023 года: разница составляет всего 0,8%. Между тем короткие ролики, Shorts, потеряли половину аудитории. Но главное — сохраняется вероятность полной блокировки сервиса: слухи об этом ходят уже несколько лет, но усилились этим летом.

Кандидаты на место YouTube

Одновременно растут показатели российских видеосервисов: так, у RuTube, продукта «Газпром-Медиа», дневная аудитория в августе увеличилась более чем вдвое. В том же месяце «VK Клипы» приобрели 1,3 млн новых пользователей. Трафик онлайн-кинотеатра Wink с начала замедления YouTube подскочил на 27%, а на видеоплатформе NUUM объем загруженных видео вырос в 2,2 раза по сравнению со среднемесячными значениями.

В борьбе за место преемника YouTube российские платформы пытаются заинтересовать аудиторию через новые привлекательные функции: так, RuTube запустил возможность переноса контента с YouTube — правда, YouTube в ответ начал блокировать такие попытки. VK на днях объявил о программе грантов для блогеров, которые публикуют на платформе длинные горизонтальные видео, а NUUM представил инструмент монетизации, позволяющий авторам зарабатывать на одном ролике до 200 тыс. руб.

Главными игроками в этой гонке остаются VK и RuTube — несмотря на общего акционера в лице «Газпром-Медиа», они активно конкурируют между собой, и эта борьба сильно подогревается руководством компаний. Конкуренция, в свою очередь, ускоряет развитие обоих сервисов.

Удержание позиций

По темпам роста отечественных сервисов может показаться, что они активно отвоевывают аудиторию YouTube — но, если посмотреть на абсолютные цифры, вырисовывается несколько другая картина.