Материал раздела Основной

Не все реферальные программы в HR одинаково полезны. Как это понять

В некоторых компаниях сотрудники могут заработать на внутренних реферальных программах до 150 тыс. руб. Но есть вариант и внешней рекомендации. Маргарита Богданова-Шемраева («СберРешения») предлагает алгоритм, как запустить оба варианта программ
Фото: Antoniodiaz / Shutterstock / Fotodom
Фото: Antoniodiaz / Shutterstock / Fotodom

Внутренняя реферальная программа

Суть внутренней реферальной программы в том, что действующие сотрудники рекомендуют на вакантные позиции своих знакомых, друзей или бывших коллег. Как правило, это те люди, с кем они уже работали или кого хорошо знают лично, что увеличивает вероятность успешного найма.

Плюсы таких программ

1. Ускоренный процесс найма. Как показывает практика, сотрудники компании понимают, кто лучше всего подойдет для выполнения задач и легко впишется в корпоративную культуру. Это сокращает время на поиск и адаптацию, ведь кандидаты приходят с рекомендацией.

Компаниям в России придется снова поднять зарплаты, считают кадровики
Статьи РБК
Фото:Мария Ионова-Грибина / РБК

2. Высокая лояльность и ответственность. Когда сотрудник рекомендует своего друга или коллегу, он берет на себя определенную ответственность за его дальнейшие успехи в компании. Это создает дополнительную мотивацию и формирует доверительные отношения внутри коллектива.

В нескольких крупных IТ-компаниях сотрудники могут заработать на удачных рекомендациях до 150 тыс. руб. Эти компании строят культуру на том, что сотрудники не только чувствуют себя частью команды, но и участвуют в ее росте, рекомендуя коллег, которые способны усилить компанию.

Однако внутренние реферальные программы могут таить в себе и определенные риски.

Например, кумовство и «клановость», когда сотрудники предпочитают рекомендовать только близких друзей, что может привести к изолированности команды. Здесь важно правильно выстроить систему оценки кандидатов, чтобы каждая рекомендация проверялась на основе объективных критериев.