Как создать по-настоящему востребованный продукт. Метод Lean Canvas
Lean Canvas (от англ. «шаблон») — это облегченная версия классической Business Model Canvas, которую предложил Эш Маурья в 2010 году. Основное его отличие в том, что он разработан специально для стартапов.
Lean Canvas объединяет все гипотезы о продукте на одной странице, что позволяет четко увидеть, где находятся самые большие риски и стоит ли продолжать работу над проектом. Если команда принимает решение, что проект заслуживает дальнейшего развития, Lean Canvas помогает разработать план действий.
Lean Canvas в действии
Рассмотрим создание Lean Canvas для гипотетического стартапа — онлайн-сервиса для аренды коворкингов.
Прежде всего вам понадобится онлайн-пространство для совместной работы — например. «МТС Линк», «Эсборд» или Holst. Цель — заполнить все секции, записывая идеи на стикерах.
1. Проблема
Определите ключевые проблемы (не больше трех), которые испытывают ваши потенциальные клиенты.
Пример
- Найти подходящий коворкинг — это целый квест. Уходит куча времени на сравнение вариантов.
- Никогда не знаешь, что реально получишь: условия аренды часто непонятные.
- Процесс бронирования слишком долгий и сложный.
Ошибкой будет слишком общая формулировка, например «пользователи не любят бронировать коворкинги» или «с коворкингами много проблем».
Цель шага — четко сформулировать, какие конкретно трудности испытывают ваши потенциальные клиенты.
Кого подключить к «мозговому штурму»
В создании Lean Canvas обычно участвуют:
- владелец продукта или фаундер стартапа;
- команда, работающая над продуктом;
- эксперты — например маркетологи и продажники, которые помогают выявить основные риски.