Как создать продукт, который реально будет нужен клиентам. Методика JTBD
JTBD — аббревиатура от Jobs To Be Done. Согласно методологии, человек не покупает продукт сам по себе, а использует его для того, чтобы выполнить свои задачи.
Клиент «нанимает» продукт, чтобы он «работал»
По JTBD можно разложить любой продукт или услугу. Даже островок с кофе в бизнес-центре: напитки там покупают, чтобы получить заряд бодрости утром, сделать перерыв в работе или скоротать время до встречи в этом же здании. Все перечисленное — отдельные «работы» разных пользователей, которые успешная компания выполняет, чтобы зарабатывать как можно больше.
Цепочка выглядит так: У человека есть задача => Он находит продукт, который может ее выполнить => Использует продукт => Задача выполнена, клиент счастлив.
Пример такого подхода — графический редактор Figma. Компания приходит на уже занятые рынки и забирает пользователей у конкурентов, закрывая их слабые места своими функциями:
- В 2020 году Figma обогнала самый популярный на тот момент редактор Sketch, сделав функцию совместной работы над макетами в онлайне. Это экономит дизайнерам кучу времени и сил — больше не нужно бесконечно сохранять и пересылать друг другу файлы с изменениями.
- Затем Figma потеснила онлайн-доску Miro: пользователи отмечали, что при большом объеме информации сервис начинает тормозить. Некоторые перешли на альтернативу — быструю и стабильную доску FigJam.
- И наконец, Figma замахнулась на аудиторию сервисов для презентаций. Новый инструмент Figma Slides сейчас проходит бета-тестирование.
Добавьте к этому кроссплатформенность, возможность работы из браузера, интеграции с популярными сервисами и конкурентную стоимость — получится продукт, который перекрывает потребности большинства дизайн-команд.
JTBD считает все продукты или услуги, которые используют люди «работниками». Если «работник» нравится работодателю и хорошо выполняет свои задачи, к нему обращаются снова и снова — покупают заново или продлевают контракт.