Материал раздела Основной

Как создать продукт, который реально будет нужен клиентам. Методика JTBD

Продукты, которые делают жизнь людей проще, побеждают на любом рынке. Чтобы их создать, надо определить, какую «‎работу» надо выполнить за клиента. Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass, — о том, как в этом поможет метод JTBD
Фото: Andrew Burton / Getty Images
Фото: Andrew Burton / Getty Images

JTBD — аббревиатура от Jobs To Be Done. Согласно методологии, человек не покупает продукт сам по себе, а использует его для того, чтобы выполнить свои задачи.

Клиент «нанимает» продукт, чтобы он «работал»

По JTBD можно разложить любой продукт или услугу. Даже островок с кофе в бизнес-центре: напитки там покупают, чтобы получить заряд бодрости утром, сделать перерыв в работе или скоротать время до встречи в этом же здании. Все перечисленное — отдельные «‎работы» разных пользователей, которые успешная компания выполняет, чтобы зарабатывать как можно больше.

Цепочка выглядит так: У человека есть задача => Он находит продукт, который может ее выполнить => Использует продукт => Задача выполнена, клиент счастлив.

Пример такого подхода — графический редактор Figma. Компания приходит на уже занятые рынки и забирает пользователей у конкурентов, закрывая их слабые места своими функциями:

  1. В 2020 году Figma обогнала самый популярный на тот момент редактор Sketch, сделав функцию совместной работы над макетами в онлайне. Это экономит дизайнерам кучу времени и сил — больше не нужно бесконечно сохранять и пересылать друг другу файлы с изменениями.
  2. Затем Figma потеснила онлайн-доску Miro: пользователи отмечали, что при большом объеме информации сервис начинает тормозить. Некоторые перешли на альтернативу — быструю и стабильную доску FigJam.
  3. И наконец, Figma замахнулась на аудиторию сервисов для презентаций. Новый инструмент Figma Slides сейчас проходит бета-тестирование.

Добавьте к этому кроссплатформенность, возможность работы из браузера, интеграции с популярными сервисами и конкурентную стоимость — получится продукт, который перекрывает потребности большинства дизайн-команд.

JTBD считает все продукты или услуги, которые используют люди «‎работниками». Если «‎работник» нравится работодателю и хорошо выполняет свои задачи, к нему обращаются снова и снова — покупают заново или продлевают контракт.

Как создать отличного «‎работника»