Материал раздела Основной

От вложений карманных денег до прибыли в $1 млрд: 50 уроков «единорогов»

Стартапы сломали старые бизнес-схемы и получили миллиардную выручку. Duolingo, Spotify и StockX — проекты разные, но рецепты их успеха универсальные. О стратегиях «единорогов» рассказывает книга «50 бизнес-моделей новой экономики» (Smart Reading)
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Кто станет лидером через 10–20 лет?

Если сравнить топ-20 компаний — лидеров по капитализации двадцать лет назад и сейчас, вы увидите, что лидерство сохранила только одна компания — Microsoft. Saudi Aramco, Cisco, IBM, ExxonMobil, PetroChina, General Electric — что общего у этих компаний? Все они занимали первую в мире позицию по капитализации. Значимая их часть сейчас не входит даже в первую десятку.

Быстрая смена технологий сокращает срок жизни бизнес-моделей и ускоряет процесс смены лидеров. Значительная часть таких компаний-дизрапторов (нарушителей сложившегося порядка) уже достигла капитализации в $1 млрд на частном или публичном рынке, притом что их средний возраст около десяти лет.

Традиционные компании плохо меняются. Не Ford или Toyota сделали массовый электрический автомобиль. Не Sony сделала iPhone или iTunes. Даже сравнительно новые технологические компании с трудом запускают инновационные проекты. Google купил YouTube, закрыв свой видеохостинг, но полностью проспал социальные сети, включая TikTok, для создания которого были все предпосылки. Microsoft купил Skype, но пропустил лидерство Zoom. Apple после смерти Джобса не запустил значимых новых продуктов (часы и наушники не тянут на революцию). И это легко объяснить. В сложившихся компаниях и индустриях усилия направлены на сохранение достигнутого. Если компания хорошо управляется, у нее нет лишних ресурсов на новые идеи. Не терпит она и рисков. Представьте себя на месте менеджера компании, где рождается идея нового направления или продукта. Чтобы запустить его, менеджеру придется рискнуть своим годовым бонусом или даже карьерой. Ему проще отказаться от любой новой идеи.

Потому риск — удел новичков, новаторов на рынке в целом или в отдельных отраслях. Таким новатором может оказаться любой предприниматель. Это можете быть и вы.