Когда герой рекламы подаст в суд и подпортит вам репутацию
Право на внешний облик — важное личное неимущественное благо. Поэтому использовать изображение человека чаще всего можно только с его согласия, а если человек умер, то с согласия его наследников (детей и пережившего супруга). Однако есть случаи, когда согласие не требуется совсем или требуется, но с оговорками.
Когда согласие на публикацию изображения не нужно
Изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах (но не коммерческих)
Если человек публичный и его образ ассоциируется с определенной темой, то допустимо использовать его изображение в связи с этой темой. Кроме того, допустимо использовать изображение человека, если интерес к нему является общественно значимым.
Так, Сергей Безруков пытался запретить газете «Комсомольская правда» использовать свое фото в сюжете об его личной жизни (Апелляционное определение Московского городского суда от 2 февраля 2017 года по делу № 33-3582/17). Суд отметил, что актер — публичная личность, а информация об его женитьбе уже была общедоступна. Более того, суд указал, что тема публикации представляет общественный интерес, а «актер выступает для аудитории в качестве ориентира для формирования поведения людей, принятия либо непринятия тех или иных моральных ценностей и выбора образа жизни».
Важно! Нельзя использовать фотографию, которая может гипотетически оскорбить человека, принести ему моральные страдания. Так, французский журнал Closer опубликовал фотографии Кейт Миддлтон, жены принца Уильяма, загорающей топлес на одном из пляжей на юге Франции. Королевская чета в судебном порядке добилась удаления фотографий и компенсации морального ущерба. Суд признал, что публикация подобных фото посягает на неприкосновенность частной жизни, а также на достоинства женщины.
Изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях