Материал раздела Основной

Экономия до 50 тыс. на сотрудника: как московскому проекту выйти в регион

Регионы не избалованы сервисом, но там есть платежеспособная аудитория и работает ореол «столичного проекта». Хотя придется учитывать личные связи и особые отношения с властью. Как туда выходить, рассказал Александр Кабатов («Бери заряд!») на опыте Казани
Краснодар
Краснодар (Фото: Maykova Galina / Shutterstock / Fotodom)

На что обратить внимание при выборе перспективного региона

Аналитики тщательно изучают особенности региональных рынков, чтобы выделить оптимальные для предпринимателей. Например, Forbes регулярно составляет списки лучших российских городов и регионов для бизнеса по количеству населения, средней заработной плате, удаленности от Москвы и другим критериям. Сегодня возглавляют рейтинг Краснодар, Южно-Сахалинск и Тюмень.

Агентство «Эксперт РА» также составляет кредитные рейтинги регионов. Эти данные — хорошее подспорье в выборе одного или нескольких регионов-лидеров. Чтобы убедиться, что выбран самый перспективный регион, необходимо проанализировать:

  • социально-экономическую ситуацию в области;
  • емкость и динамику регионального рынка;
  • климатические условия, если они имеют значение;
  • уровень развития инфраструктуры;
  • рынок труда;
  • уровень доходов и платежеспособность населения;
  • удаленность от столичных регионов и затраты на логистику;
  • уровень спроса на товары или услуги на региональном рынке;
  • тарифы на энергоресурсы;
  • доступность заемных средств;
  • особенности административно-правового регулирования в регионе;
  • уровень конкуренции.

Когда мы выходили на рынок Казани с нашим сервисом, мы отметили для себя несколько инсайтов.