Материал раздела Основной
Экономия до 50 тыс. на сотрудника: как московскому проекту выйти в регион
Регионы не избалованы сервисом, но там есть платежеспособная аудитория и работает ореол «столичного проекта». Хотя придется учитывать личные связи и особые отношения с властью. Как туда выходить, рассказал Александр Кабатов («Бери заряд!») на опыте Казани
Краснодар
На что обратить внимание при выборе перспективного региона
Аналитики тщательно изучают особенности региональных рынков, чтобы выделить оптимальные для предпринимателей. Например, Forbes регулярно составляет списки лучших российских городов и регионов для бизнеса по количеству населения, средней заработной плате, удаленности от Москвы и другим критериям. Сегодня возглавляют рейтинг Краснодар, Южно-Сахалинск и Тюмень.
Агентство «Эксперт РА» также составляет кредитные рейтинги регионов. Эти данные — хорошее подспорье в выборе одного или нескольких регионов-лидеров. Чтобы убедиться, что выбран самый перспективный регион, необходимо проанализировать:
- социально-экономическую ситуацию в области;
- емкость и динамику регионального рынка;
- климатические условия, если они имеют значение;
- уровень развития инфраструктуры;
- рынок труда;
- уровень доходов и платежеспособность населения;
- удаленность от столичных регионов и затраты на логистику;
- уровень спроса на товары или услуги на региональном рынке;
- тарифы на энергоресурсы;
- доступность заемных средств;
- особенности административно-правового регулирования в регионе;
- уровень конкуренции.
Когда мы выходили на рынок Казани с нашим сервисом, мы отметили для себя несколько инсайтов.