Материал раздела Основной
РБК Pro публикует отрывок из книги Евгения Гривы и Павла Селезнева «Индийское притяжение. Бизнес в стране возможностей и контрастов». Второе издание этой книги вышло в издательстве «Альпина Pro».
Об авторах
Евгений Грива — экс-гендиректор SIBUR Petrochemical India. Член Академического совета программы «Бизнес и политика в современной Азии» Высшей школы экономики, степень МВА (Human Resources Management).
Павел Селезнёв — декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Департамента политологии.
Вооруженные созданными на Западе технологиями в области оплаты труда и нематериальной мотивации менеджеры, прибывая в Индию, обычно тут же стремятся внедрить такие модные фишки, как грейдинг, управление по целям (MBO), KPI, создать напряжение на рабочие места и поставить амбициозные задачи, ориентируя индийский менеджмент на реализацию потребностей высшего (в представлении западного менеджера) порядка.
Но все это не работает. Посмотрим, как устроена система мотивации в Индии.
У индийцев фактически для всех уровней сотрудников, от топ-менеджмента до рабочего, действует только окладная (повременная) система оплаты труда.
Бонусов, кроме 13-й зарплаты к главному индийскому празднику — Дивали, почти нет. Аналогично ситуация обстоит с проектным управлением.
Причина отсутствия бонусов в том, что мерилом успешного выполнения задачи в Индии является четкое соблюдение процесса. Чистота процесса и есть результат. Индийцы стараются получить максимально четкие инструкции, почти никогда не проявляя инициативу. Ответственность при этом полностью переходит на верхний уровень: босс ставит задачу и подробно объясняет, как ее выполнить, а подчиненные (вплоть до мидл- и нижней части топ-менеджмента) только следуют спущенному им алгоритму.