Материал раздела Основной

Маркетплейсы и покупатели ведут войны в судах. Чем они заканчиваются

В судах развернулась настоящая война. Покупатели и селлеры противостоят в ней платформам: Ozon, Wildberries, «Авито», «Яндекс.Такси». И платформы чаще всего выигрывают. В чем причина, рассказывает Елизавета Звечаровская, юрист Briefcase Law Office
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Только за 2023 год в арбитражные суды Москвы и Московской области поступило более 3 тыс. исков против крупных платформ: Ozon, Wildberries, «Авито», «Яндекс Такси». Это лишь потребительские иски. А есть еще десятки тысяч исков покупателей, которые подаются в районные и мировые суды по всей стране.

Такой вал исков во многом объясняется тем, что истцы не понимают, каков статус владельца платформы. Итог: суды отказывают в удовлетворении исков, а истцам вдобавок еще и приходится оплачивать оппонентам судебные расходы.

Когда виновата не платформа, а селлер

Потребители зачастую не изучают карточки товара и поэтому первым делом подают иски к самим агрегаторам. При этом в каждой карточке товара есть информация о его продавце — в частности, ИНН и адрес.

Разберем ситуации, когда ответственность возлагается именно на селлера.

1. Ненадлежащее качество товара

Компания N продает стиральные машины на маркетплейсе. Человек купил стиральную машину, но впоследствии обнаружил, что у нее неисправен барабан.

Отвечать по иску должна компания N. Именно она выступала продавцом товара. Маркетплейс здесь лишь связующее звено.

Примеры из практики

В деле № 88-2300/2023 суд отметил, что именно предприниматель отвечает за качество товара, размещенного на Wildberries, и отказал в удовлетворении иска к платформе (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 по делу № 88-2300/2023).