Материал раздела Здоровье

Чтобы достичь мастерства, нужны не 10 тыс. часов практики, а нечто другое

Кажется, что если работать усерднее и больше, чем другие, то и результат будет выше. Но теперь у ученых есть данные: даже Моцарт, которого часто приводят в пример, добился всего не благодаря усердной практике, а вопреки. Мастерству не нужны такие жертвы
Фото: sheff / Shutterstock / Fotodom
Фото: sheff / Shutterstock / Fotodom

РБК Pro публикует отрывок из книги известного психолога доктора наук Адама Гранта «Скрытый потенциал. Наука достижения великих целей», выпущенной издательством «МИФ». Грант — выпускник Гарварда, ученый-инноватор. Эксперт Google, NBA, Bridgewater и Пентагона. Автор пяти мировых бестселлеров: Think Again, Give and Take, Originals, Option B и Power Moves, которые были проданы миллионными тиражами и переведены на 45 языков. Популярный спикер TED — его выступления посмотрели более 30 млн раз.

К­огда-то в мире стала популярна идея, согласно которой достижение мастерства требует десяти тысяч часов практики, и с тех пор все тренеры, родители и учителя настаивали на одном конкретном способе совершенствования навыков. Речь идет о целенаправленной практике, представляющей собой упорядоченное повторение действий, ориентированное на улучшение результатов и основанное на достижении четких целей и получении быстрой обратной связи.

Тем не менее необходимый объем практики — вопрос более тонкий, чем концепция десяти тысяч часов. Согласно результатам исследований, количество времени, необходимого для овладения тем или иным навыком, существенно варьируется в зависимости от данных конкретного человека и выбранного им вида деятельности.

Точно можно сказать лишь, что целенаправленная практика особенно полезна для улучшения способностей в тех делах, которые отличаются предсказуемостью и согласованностью, например взмахах клюшкой в гольфе, сборке кубика Рубика или игре на скрипке.

Примечательно, что даже вундеркинды, как правило, посвящают практике долгие часы. Отец Моцарта, будучи скрипачом, ­заставлял сына усердно упражняться и установил для него настолько изматывающий распорядок, что один из биографов композитора позже назвал его жизнь безоговорочным рабством. За подобный фанатизм, конечно, приходится расплачиваться. В письмах друзьям Моцарт рассказывал, что чувствовал себя невероятно изможденным, признавался, что в подростковом возрасте у него «болели пальцы из-за необходимости сочинять так много речитативов», а ближе к 30 годам сетовал, что «устал от постоянных выступлений». Сегодня у нас есть все основания полагать, что оглушительного успеха Моцарт добился вовсе не благодаря принудительной практике, а вопреки ей.

Согласно научным данным, люди, одержимые работой, тратят на нее больше времени, чем их коллеги, но добиваются менее высоких результатов. Зачастую такие личности страдают физическим и эмоциональным истощением: под влиянием монотонной целе­направленной практики у них повышается вероятность эмоционального выгорания и скуки. Да, «скука» — довольно популярное в психологии понятие. В то время как выгоранием называют эмоциональное истощение, накапливающееся из-за перегруженности, скука описывается как эмоциональное омертвение в тех ситуациях, когда на человека воздействует слишком мало стимулов. Для достижения высоких результатов целенаправленная практика, конечно, необходима, однако не стоит перегружать себя до такой степени, при которой процесс обучения теряет всякую привлекательность, как и зацикливаться на тяжелой изнурительной работе.

В ходе исследования биографий концертирующих пианистов, снискавших мировое признание до 40 лет, выяснилось, что лишь немногие из них были по-настоящему одержимы своим ре­меслом.