Материал раздела Основной

«Мы попали в гетто». Почему релоканты делают бизнес в своем «пузыре»

Часть созданных покинувшими Россию за рубежом компаний успела разориться, у другой не получается расти. Проблема в том, что эмигранты воспринимают свое положение как временное, считают эксперты
Фото: Janos Kummer / Getty Images
Фото: Janos Kummer / Getty Images

«После начала СВО улицы Белграда заполонили выходцы из России, — рассказывает житель Сербии Виктор Кремнев (имя по просьбе героя изменено). — Их очень много, и они вызывают недоумение. Нелепо одетые, с синими волосами, татуировки на лице. Этакие эрзац-американцы, люди, косплеящие западную культуру. Сербы совсем иначе представляли русских, и приехавшие их утомляют. У них много претензий. Они возмущаются, что здесь нет круглосуточной доставки, скучно, грязно и слишком православно».

Многие из тех, кто уехал из России в последние два с половиной года, успели открыть бизнес в странах проживания. Однако заметная часть этих предприятий уже закрылась, а остальные не растут, утверждают те, кто еще раньше перебрался за рубеж. Заведения, которые открывают релоканты, работают в «пузыре»: их аудитория ограничена другими релокантами, а местным неинтересна — у них иной менталитет, другие представления о сервисе. Релоканты не учат местные языки, не хотят вникать в культуру стран, где оказались, — а значит, их бизнес обречен, считают многие из тех, с кем мы поговорили. Что не так с подходом уехавших к предпринимательству?